Продукты, тарифы, проезд: почему сдерживание цен от акиматов не работает?
После очередной пробежки акима по рынку, продавцы возвращают старые ценники
Тема роста цен, а в особенности на продукты питания, остается одной из главных на протяжении многих лет. И в этом нет ничего удивительного, ведь падение общего уровня жизни, продолжающееся последние годы, в первую очередь объясняется ростом цен практически на все товары, которыми мы пользуемся каждый день.
Инфляция в Казахстане в 2019 году составила 5,4%
Вот и председатель Нацбанка Ерболат Досаев под конец ушедшего года говорил о росте цен. Как любой глава финрегулятора, он озабочен в первую очередь удерживанием инфляции: что бы ни происходило инфляция должна лежать в пределах 5-6 % годовых. Так и теперь, он признал, что продовольственные товары выросли на 9,7%, особо отметил подорожание хлебобулочных изделий и круп на 15,5%, мяса на 13,4%, рыбы и морепродуктов на 12,2%. При этом, он ничего не сказал о подорожании других позиций, касающихся всех жителей страны, например, про услуги ЖКХ, в частности про отопление, подорожавшее на 49%, про горячую воду, подорожавшую на 9%, про постоянно дорожающие авиа и железнодорожные билеты, про бензин и про многое другое. Но тем не менее, с нескрываемым удовлетворением констатировал, что до конца 2019 года уровень инфляции будет в пределах 5,5% - 5,7%, как бы тем самым показывая, что Нацбанк успешно справляется со своей основной задачей.
Я никогда не соглашусь с официальными данными Нацбанка по инфляции. И каждый казахстанец видит, что ее реальные показатели в разы выше официальной, но лучше посмотрим на причины роста цен. Их много, и невозможно охватить все в одной статье. Остановимся на нескольких главных, на мой взгляд, которые больше других влияют на рост цен.
Первая и главная заключается в отсутствии собственного производства. К сожалению, следует констатировать, что в основном мы уже себя не кормим и не одеваем.
Казахстан импортирует бензин и ГСМ, удобрения и лекарственные препараты, мясо и птицу, рыбу и молочные продукты, овощи и фрукты, и многое, многое другое. Причем по многим позициям импорт составляет 50%, а то и более 70% от потребляемых объемов. А такая продукция как одежда, обувь, бытовая техника, средства связи и транспорта, оборудование и комплектующие и т.д. практически в полном объеме поставляются из-за рубежа. А поскольку весь импорт закупается за валюту, то мы находимся в полной зависимости от цен производителей. А цены производителей постоянно растут. Если учесть, что за последние 5 лет тенге обесценился более чем в 2 раза, можно сказать, что отсутствие собственного производства является не только одной из главных причин роста цен, но и главной причиной девальвации национальной валюты и, как следствие, главной причиной обеднения населения все последние годы.
Названы города Казахстана с наибольшим ростом цен на продукты
Еще одной причиной являются многочисленные посредники на пути прохождении товара от производителя до прилавка. О посредниках, не имеющих отношения ни к добыче, ни к переработке, ни к транспортировке, которые стоят на пути прохождения нефти от добычи до пистолета АЗС мы уже писали. Сейчас зима и снова посредники и перекупщики угля увеличивают его цену чуть ли не вдвое. Посредники и перекупщики полностью контролируют путь прохождения овощей и фруктов, которые проходят таможенников и пограничников, далее поборы на дорогах и оплата каждой фуры на въезде на оптовые рынки. Далее мелкие оптовики, накидывая свой интерес, перепродают уже перекупщикам на базарах.
На наших базарах вы не найдете крестьянина или фермера, продающего собственную продукцию. Его туда никто не пустит. Только через перекупщиков. А те, набрасывая свою маржу, платят еще и непомерную аренду.
Чтобы покрыть стоимость аренды порой надо отдавать на нее каждый второй час своей работы. То есть половина дохода продавца на рынке уходит за аренду базаркомам. В результате нам, покупателям, овощи и фрукты достаются по цене в 3-4, а порой и в 5-6 раз дороже, чем их цена при переходе границы. Аналогичную картину можно видеть и в многочисленных вещевых рынках, торговых центрах и супермаркетах. Цена аренды в торговых центрах в зависимости от его уровня может меняться в пределах от 5-10 тысяч тенге до 20-30 тысяч за 1 квадратный метр. И всю эту непомерную аренду, и оплату перекупщиков и взяточников на пути товаров покрываем мы, конечные покупатели. Представьте себе, насколько дешевле могла бы быть наша продуктовая корзина, если бы государство в лице органов, призванных держать порядок, качественно выполняло бы свои служебные функции. Если добавить к сказанному огромную армию ненасытных контролеров и проверяющих, то ситуация будет еще хуже. Например, в разных отраслях активно используется труд иностранных рабочих (гастарбайтеров). Их очень сложно зарегистрировать и поэтому их частенько используют без документов фермеры на сборе урожаев, строительные компании на стройках и на ремонтных работах и т.д. По разным оценкам регистрация одного гастарбайтера обходится в 5-10 тысяч тенге. А их у нас десятки, сотни тысяч. И подобную ситуацию можно встретить практически во всех сферах: коррупция, поборы, посредники, перекупщики, необоснованно высокие цены на аренду и многое другое. На всем этом, если навести порядок, можно в разы уменьшить стоимость всех видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Тем временем, премьер-министр Аскар Мамин на заседании правительства РК ругает за «необоснованный рост цен на продукты питания и отсутствие в этом вопросе должного контроля и координации со стороны соответствующих центральных и местных органов» заместителей министров сельского хозяйства, экономики, а также торговли и интеграции. Под раздачу попадают и заместители акимов некоторых областей и городов. Всем вышеуказанным глава кабмина грозит привлечением к ответственности. Ему вторит министр торговли и интеграции, называя далее причины роста цен: «Не налаженное производство, большое количество неэффективных посредников, несоблюдение условий хранения, отсутствие гарантированных каналов доставки до потребителя». То есть те причины, о которых мы и говорим. Правда Бахыт Султанов при этом не предлагает конкретных способов устранения этих причин, хотя это как раз и есть то, чем должно заниматься его ведомство. А министр национальной экономики Руслан Даленов даже обозначил 10 товаров, оказывающих наибольшее влияние на инфляцию. Но тоже ничего не предложил – как же эти товары удешевить на пути прохождения до покупателя. Но предложил по этой группе товаров вести «усиленный контроль и принять меры по снижению цен».
Видимо в результате такой критики, идущей с самого верха, мы частенько являемся свидетелями того, как акимы и их заместители, в основном на уровне районов, бегают по базарам, чтобы торговцы-посредники снижали цены на, как они говорят, «значимые продукты».
Торговцы с удовольствием подхватывают «игру», меняя дорогие таблички на «дешевые» ценники. Правда, как только акимы пробегут, они тут же возвращают прежний прейскурант. Настоящая потеха. Один иностранец сказал, что никогда бы не поверил в подобное, если бы не видел этот аттракцион своими глазами. Самое настоящее казахское ноу-хау в XXI веке.
А ведь если говорить серьезно, много ли нужно фермеру или крестьянину для того, чтобы уменьшить цену на сельхозпродукцию? Это соответствующая инфраструктура, земля, которой у Казахстана, наверное, больше всех на душу населения, корма, семена, доступные кредиты и поменьше контролеров и проверяющих. Наверное, для решения этих задач и существует армия чиновников из министерств и акиматов, но почему-то толку от этой армии при очередном походе в магазин или на рынок не замечаешь. В особенности, в первые дни наступившего 2020 года.
Гульнара АЛИБАЕВА, экономический обозреватель Azattyq Rýhy