$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
07.07.2022, 21:27
Аналитика

«Ставит нас на колени»: Россия показала Казахстану, кто хозяин нефти?

Эксперты призвали казахстанские власти срочно реагировать на закрытие КТК

«Ставит нас на колени»: Россия показала Казахстану, кто хозяин нефти?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Страсти вокруг Каспийского трубопроводного консорциума вновь вспыхнули, да еще с какой силой. Решение российского суда о закрытии объекта на месяц, похоже, подействовало отрезвляюще – чиновники наконец-то осознали, что шутки на этом закончились и есть вполне серьезный риск потерять трубопровод, который кормит страну. Какую же цель преследует Россия – оставить нас ни с чем или отрезать западные страны от нашего сырья? Как быть Казахстану в этой ситуации? Насколько велики будут наши потери? Разберемся в этих вопросах в материале Azattyq Rýhy.

Ни шторм, внезапно случившийся в марте, ни найденные «по случайности» именно сейчас мины времен войны не заставили наших чиновников задуматься, что слишком уж зачастили остановки работ на КТК по разным причинам. Однако на сей раз повод заставил их не на шутку забеспокоиться – Россия снова остановила транзит нашей нефти, но уже из-за решения суда. Причиной тому послужили экологические нарушения. Если быть точнее, разлив нефти. Казахстанские эксперты объясняют, что россияне снова нашли повод, чтобы пригрозить пальчиком западным странам. Так соседи хотят нанести удар по экономике Европы и вызвать у них энергетический коллапс. А мы оказались втянуты в политические игры России.

«Цель России – не ущемить Казахстан. Первичная цель данной экономической акции – усугубить дефицит углеводорода в Европе. Италия, Германия, Франция, Нидерланды и очень многие другие страны пользуются нашей нефтью. Казахстан закрывает 25-30% их нужды. Поэтому между двумя верблюдами умирает муха. Мы как раз муха. Это один из видов санкций Европе со стороны России. И это будет продолжаться до тех пор, пока будет противостояние между Россией и Западом», - говорит председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

От политических амбиций соседа страдают не только недружественные страны, но и партнеры. Казахстан может потерять 300 миллиардов тенге от месячного простоя КТК. Для нашей страны это будет сильнейший удар по экономике.

«Это шок. Такой шок для меня и для экономики Казахстана. Тридцать дней – это огромный срок. Нужно учитывать, что КТК им заплатило свыше 5 миллиардов рублей штрафа недавно и несмотря на это на 30 дней остановить нефтепровод, через который идет 82% нефти – это сильный удар для экономики Казахстана», - утверждает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Вопрос здесь не только в деньгах – пострадает не только экономика, есть риск полного развала нефтяной отрасли страны. Казахстан завоевывал европейский рынок в течение 30 лет, сейчас есть вероятность потерять его вмиг. Импортеры не станут ждать нас, а найдут новых поставщиков.

«Россия очень бездушно приняла решение, и все время нас загоняет в угол. Меня больше всего беспокоит то, что мы потеряли три месяца в надежде на то, что Россия все-таки не будет трогать экономику Казахстана. Но, увы, такое ожидание не оправдалось. Вот этот однобокий экономический подход и доверие на сегодняшний день нас ставит на колени.

Теперь Казахстан должен адекватные меры принимать, раз Россия не уважает Казахстан как участника консорциума, ЕАЭС, Таможенного союза. Россия даже не считается с нашими интересами. Ведь КТК для России, Украины и Америки ничто, но для Казахстана она все, потому что это 50% бюджета и 70% экспортного дохода», - подчеркнул Рашид Жаксылыков.

Казахстан сейчас находится в весьма подвешенном состоянии еще и потому, что есть вероятность национализации КТК Россией. Это единственная труба на ее территории, не принадлежащая стране полностью.

«Сейчас это и делается для того, чтобы национализировать КТК. Европа же накладывает руки на собственность России – арестовывает, забирает. Ответная реакция не заставляет себя долго ждать. А КТК – это энергетическая артерия для Европы», - считает Жаксылыков.

При этом как-то повлиять на решение о закрытии будет сложно – все споры решаются законами России.

«Все 1500 километров проходит через их территорию. Россия, когда разрешала пропускать через себя трубопровод, четко сказала, что все споры будут определяться только судом и законами РФ. Даже районный суд, который вынес это решение, не пойдет навстречу премьер-министру Казахстана. Поэтому это бесполезный вариант. Пишут якобы, что КТК будет опротестовывать и будет апелляцию писать. Да это все игра на публику и только», - убежден наш собеседник.

Единственный вариант – сесть за стол переговоров и попытаться договориться. Иначе последствия будут незавидными: хранилищ для нефти нет, соответственно, придется сокращать добычу и закрывать месторождения. А запускать их заново – слишком затратное удовольствие.

«Нужно договариваться. Мы же альтернативу не проработали никак. В год посредством железнодорожного транспорта, через танкеры максимум 15-20 миллионов тонн можем перенаправить, а по нефтепроводу 67 миллионов тонн уходило», - подчеркнул Нурлан Жумагулов.

Есть еще один вариант, говорит Рашид Жаксылыков: по какой-нибудь технической причине закрыть нефтепровод «Атасу – Алашанькоу», по которому Россия транспортирует 18 миллионов тонн своей нефти в Китай. В Минэнерго тем временем заявила, что отгрузка нефти на КТК идет в штатном режиме. Однако как долго это продлится? До следующей выдуманной причины?

Жан МУРЗА

Новости партнеров