Вопрос о вводе санкций против Казахстана уже поднимают как политики, так и пресса
На фоне принятия целого пакета антироссийских санкций с высоких западных трибун все громче звучат призывы попутно ввести их против ближайших экономических партнеров России по ЕАЭС, в том числе и Казахстана. Вслед за высказываниями депутата британского парламента пошли предложения и от американских журналистов. Насколько реальна перспектива экономической изоляции Казахстана за компанию с Россией из-за совместного членства в многочисленных интеграционных организациях и чем могут обернуться для нас подобные меры, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Вопрос о вводе санкций против Казахстана уже поднимают как политики, так и пресса. Первой его озвучила британский депутат Маргарет Ходж. С формулировкой «они поддерживают Путина» она предложила «наказать» Казахстан и Азербайджан.
И вот накануне в Twitter, которым активно пользуется зарубежный истеблишмент, сооснователь и главный редактор OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности) Дрю Салливан заговорил о санкциях против Казахстана, Кыргызстана и Армении, потому как эти страны являются членами ЕАЭС.
«Вот проблема. Вы не можете просто ввести санкции против России – вы должны ввести аналогичные санкции для всех членов Таможенного союза, включая #Kazakhstan, #Kyrgyzstan и #Armenia. Россияне могут ввозить все, что им нужно через эти страны без границ и барьеров», – написал он.
На этом Салливан не остановился. Масла в огонь он подлил уже в следующем твите.
«Товары приходят из Китая и могут переехать в Россию без оформления документов. Это дыра в санкциях. Они должны выйти из этого или столкнутся с теми же санкциями, что и Россия», – заявил Салливан.
Сами по себе эти высказывания, разумеется, законной силы не несут, однако их можно расценивать как тревожные звоночки. Так действительно ли над Казахстаном как Дамоклов меч нависла угроза стать государством-изгоем? Насколько исполнимы подобные заявления и чем для отечественной экономики могут обернуться западные ограничения?
Для справки: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.
Экономист Айдар Алибаев считает, что подобный сценарий с санкциями для казахстанской экономики катастрофичен. По его мнению, сторонники казахстанской изоляции активизировались после голосования в Генассамблее ООН, где наша республика воздержалась при голосовании по резолюции с осуждением агрессии России. Такие действия, конечно, увеличивают риск введения санкций против нас, но в отличие от российской экономики, казахстанская изоляции не выдержит, убежден экономист.
«У нас сегодня падает тенге, экономика стоит, малый и средний бизнес еле-еле выживает, и то, за счет сферы услуг. Производства нет никакого вообще, цены растут, потребительская корзина и уровень жизни падают. Мы санкций не выдержим», - заявляет Айдар Алибаев.
При этом, он предполагает, что полномасштабный пакет мер Казахстану пока не грозит.
«Я считаю, что, конечно, в таком страшном, уничтожающем объеме, в каком сейчас идут санкции против РФ, в отношении нас такого никогда не будет. Но в то же время определенного пакета санкций я не исключаю», - поделился экономист.
Айдар Алибаев убежден, что в особых условиях, когда над страной нависла угроза санкций, вопрос выхода из тех или иных союзных организаций должен решаться исключительно с учетом интересов Казахстана.
«А какие должны быть законные или другие основания для Казахстана, когда мы являемся самостоятельным, независимым государством? Сейчас возникли особые условия, подчеркну, особые условия, это не просто какая-то блажь.
Мы должны руководствоваться собственными экономическими, национальными интересами. А они нам подсказывают, что выбор действительно не простой, это не выбор между хорошим и плохим, это выбор между плохим и очень плохим. Очень плохое решение мы принимать не можем. Поэтому нужно выходить из ситуации менее болезненно, с менее негативными последствиями. Тем более, что ЕАЭС нам не дает никакого выигрыша в экономическом плане», – считает эксперт.
Западные страны очень быстро решают вопрос принятия санкций, а вот снимают их годами и даже десятилетиями. К тому же, по его словам, даже при условии выхода из того же ЕАЭС, Казахстан продолжит выстраивать отношения с Россией – ведь мы соседи, что называется, от Бога с 7,5 тысячами км границы.
С коллегой солидарен экономист Арман Байганов. Он предполагает, что, если военный конфликт затянется, вполне вероятно, вопрос санкций затронет и Казахстан, и другие страны-союзники.
«Масштабные санкции, которые сейчас налагают на Россию, не исключено, что затронут и нас. Под этой эгидой сейчас могут затронуть ближайших союзников России. И в первую очередь Казахстан.
Вопрос санкций против нас подняли небезосновательно. Действительно, риски очень высокие, потому как через ЕврАзЭС Россия может выходить на торговые рынки других стран, чтобы смягчить действия санкций. Эти моменты западные страны также учитывают. И чтобы ослабить Россию, также могут наложить санкции и на Казахстан», – поясняет Байганов.
По мнению эксперта, вероятность такого расклада очень высока, потому как у наших стран очень много совместных компаний в разных сферах, а значит, экономических обоснований для введения санкций более, чем достаточно.
«Санкции – катастрофический сценарий. Все действительно рискованно для страны. Экономика России в 10 раз больше Казахстана, доля импорта меньше. У нас же импорт занимает большую часть. Заявления западных политиков игнорировать нельзя, тем более, это не пустые слова», – резюмирует Арман Байганов.
При этом тот же ЕАЭС, по его мнению, является экономическим сообществом, а не «диктаторским режимом». Потому суверенные государства вправе принимать решения об участии в нем самостоятельно.