Углеродная нейтральность, или как Казахстан превращается в пустыню

Смагулов Амир
26.02.2022, 06:18

Несмотря на миллиардные субсидии и высадку тысяч деревьев, города превращаются в пустыни

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото из открытых источников

Не первый год практически в каждом городе страны продолжается борьба общественников едва ли не за каждое дерево, на которое «позарились» коммунальные службы. Пока чиновники предоставляют красивые отчеты о выполнении планов по ежегодной посадке тысяч и тысяч саженцев, жители жалуются – цветущие деревья, зачастую краснокнижные, массово идут под топор, а десятки тысяч саженцев, стоимостью в миллионы тенге, сплошь погибают. До достижения углеродной нейтральности с такими подходами стране далеко. Что происходит с зеленым фондом страны? Это особое рвение чиновников освоить бюджет во что бы то ни стало или прямой саботаж указаний Президента, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

На фоне амбициозного заявления Президента о достижении к 2060 году углеродной нейтральности на площадке международного экосаммита, эхом звучат голоса экоактивистов, общественников и рядовых казахстанцев – все как один заявляют о массовых вырубках зеленых насаждений практически по всей территории и без того полупустынной страны. Причины чиновники называют вроде бы благородные, и, надо отметить, одни и те же – санитарная обрезка, или так называемое топпирование.

Отметим, что для достижения углеродной нейтральности Казахстан даже разработал долгосрочную Доктрину сроком до 2060 года. В нее вошли конкретные шаги низкоуглеродного развития экономики и трансформации в энергетическом секторе. Программа предусматривает целый набор мер по сокращению выбросов и декарбонизации экономики, в том числе использование «зеленого» водорода и планы по посадке 2 миллиардов деревьев к 2025 году.

Но не успели анонсировать программу по посадке 2 млрд деревьев и отгреметь международные саммиты и экоконференции, а казахстанская реальность, как говорится, вернула мечтателей с небес на землю.

К примеру, как гром среди ясного неба для жителей СКО стало известие о предстоящей вырубке целых 40 га взрослого, цветущего леса недалеко от Петропавловска. Понятно, что провинциальный город крайне редко оказывается в ньюсмейкерах республиканской прессы, однако громкий скандал с будущей вырубкой порядка 40 гектар лесных угодий шокировал не только местных общественников, но и вышел далеко за пределы региона.

Правда возмущение и доводы защитников леса не возымели должного действия, потому как причиной такого непростительного зеленого расточительства стали интересы ВИП–инвестора, который решил разработать месторождение олова, расположенное аккурат там, где много лет рос лес.

Иностранный опыт, на который в любой непонятной ситуации привыкли ссылаться казахстанские чиновники, в этом случае был очень удобно забыт. Потому как за рубежом действительно каждое дерево на счету. И даже если вдруг окажется, что на месте будущей дороги растет дерево, спецмашина его бережно выкапывает вместе с комом и пересаживает в другое место. Дереву в таком случае наносится минимальный урон. Ну, а если, к примеру, это дерево – дом для животных, или в ветвях птица свила гнездо, то это причина, по которой изменят генеральный план и построят дорогу в обход дерева.

Но это в цивилизованных странах. А у нас 40 гектаров леса вместе с его птицами, животными и прочими обитателями просто хотят пустить под топор. Так намного дешевле и меньше мороки – переносить каждое дерево слишком затратно, а вопросы экологии, флоры и фауны инвестору, видимо, неинтересны.

К слову, для многих жителей степного Казахстана лес и вовсе в диковинку. Казахстан и без массовой вырубки малолесная страна – лесные массивы в 2015 году занимали всего-то 4,6% от всей территории. Сейчас наверняка и того меньше, глобальных исследований-то не было.

Другой громкий скандал, как еще один показатель отношения бизнеса к многолетним зеленым насаждениям, случился с аллеей краснокнижных дубов. Их под покровом ночи, украдкой и второпях спешно вырубили под корень прямо в центре Алматы. Тогда свидетели заявляли, что деревья попросту мешали подсветке торгового центра. Случай, конечно, расследовали, ну а наказали исполнителя – якобы он по своей воле решил устроить в ночи расправу над цветущими дубами.

В том же Алматы с завидным упорством и с легкой руки чиновников уже на протяжении многих лет уничтожаются апортовые сады в предгорьях Алматы. Главный символ мегаполиса, а то и страны – знаменитый апорт – на грани исчезновения. Жители проводят митинги, пишут во все инстанции, но воз и ныне там.

К слову, печальная история с яблонниками, а именно здесь произрастает яблоня Сиверса – признанная прародительница всех яблонь планеты, привлекла внимание и иностранных СМИ. Доктор биологии Катрин Пэкс из Франции сняла фильм, в котором призвала мировое сообщество обратить внимание на состояние предгорных яблоневых садов.

Потенциальные туристические места – высокогорные исторические яблонники, призванные защитить опасные склоны от селей, практически полностью вырублены. Сейчас вместо апортов, на сбор которых ежегодно съезжались отовсюду, красуются пни когда-то цветущих садов.

Все эти истории весьма показательны, потому как на восполнение каждого срубленного дерева требуются годы, а то и десятилетия. Но почему-то с легкой руки чиновников сначала эти деревья вместе с участками передаются частникам, а потом и вовсе вырубаются.

Экологи и общественники давно трубят во все колокола – зеленый фонд страны ежегодно уменьшается в геометрической прогрессии на десятки тысяч деревьев, большие города лишаются спасительной тени в жаркие летние месяцы, а вместе с ними естественных фильтров воздуха. А значит, все дальше мечта о достижении углеродной нейтральности.

Во всем цивилизованном мире у зеленых насаждений давным-давно особый статус, потому как именно деревья восполняют кислород в воздухе, без которого невозможно здоровое население. И никакие меры по переводу ТЭЦ на газ, снижению выбросов и декарбонизации выбросов не станут решающими факторами. Именно поэтому в программе по достижению углеродной нейтральности Президент Касым-Жомарт Токаев рассказал о высадке по всей стране 2 млрд деревьев. Глобальная и амбициозная цель. Вот только эксперты отмечают, что параллельно необходимо максимальное сохранение имеющегося здорового зеленого фонда. А вот здесь как раз и неувязочка. Ежегодно тысячи здоровых деревьев вырубаются, судьба спила остается неизвестной, их машинами попросту вывозят в неизвестном направлении. Зато сайты продаж пестрят деревянными изделиями, мебелью, предметами интерьера, да и просто дровами из ценных пород.

Эколог Тимур Елеусизов заявляет, что проблема с зеленым фондом в стране глобальная и острая.

«С одной стороны Президент перед мировым сообществом заявляет о достижении Казахстаном углеродной нейтральности, ставит такую амбициозную цель. С другой стороны по всей стране массово вырубается зеленый фонд», - отмечает эксперт.

Вместо вырубленного зеленого фонда высаживают на сотни миллионов тенге новые деревья. Но дело в том, что высадка новых саженцев проводится с грубейшими нарушениями. Во-первых, далеко не экспертами. Во-вторых, без учета многих факторов. К примеру, качества почвы.

«Мы делали исследование почв по проспекту Абая в Алматы, и просто ужаснулись составу. В почве в десятки, тысячи раз превышение тяжелых металлов, солей. В такой земле любое дерево обречено. Тем более нельзя высаживать вдоль дорог, особенно загруженных, хвойные породы. Надо понимать, что в большинстве крупных городов зеленый фонд более чем вполовину устаревший. То есть его необходимо постепенно заменять. Но постепенно не значит сразу и как попало, и не специалистами», - подчеркивает эксперт.

К тому же почва не удобряется, а в такой почве не вырастет ни одно дерево, хвойные породы там засаживать и вовсе бесполезно.

«Это бюджетные деньги, выброшенные на ветер. Деревья эти все погибнут», - заявляет Тимур Елеусизов.

Во второй части материала мы расскажем о «странностях» государственных тендеров. Экологи прямо указывают на тот факт, что в стране сложилась ситуация, когда чиновникам выгодна гибель тысяч деревьев. 

Вам будет интересно: