«Белый» майнинг под жерновами коррупции и контрабанды? Что происходит на казахстанском рынке криптовалют

Azattyq Rýhy
25.02.2022, 11:38

Эксперты рассказали, к каким проблемам приводят решения чиновников, идущих по легкому пути

Фото из открытых источников

Если еще пару лет назад казахстанские власти сами приглашали майнеров инвестировать, то сейчас, после нескольких коллапсов с энергосистемой, они рисуют их в глазах рядовых казахстанцев в демоническом образе. Под раздачу вместе с «серыми» майнерами попали и «белые» майнеры. Корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с экспертами о том, какие есть пути выхода из сложившейся ситуации.

Сейчас не проходит ни дня без новости об обнаружении очередной нелегальной майнинговой фермы. Почему нелегальной? Все просто, «белый» майнинг, несмотря на то, что платит налоги и создает рабочие места, уже давно отключен от электроэнергии.

«Белый» майнинг попал под жернова контрабанды и коррупции?

«Все началось с того, что появилась проблема с электроэнергией, то есть растаял наш профицит. В этом было много причин. Также у нас и растет каждый год потребление энергии, но генерация не растет. Казахстан целенаправленно давал четкие сигналы, что мы приглашаем инвесторов. Они работали, получали технические условия. Ситуация с майнингом в Китае привела к тому, что некоторое б/у оборудование завозилось в Казахстан, в том числе и контрабандой», – сказал председатель Казахстанской Ассоциации блокчейн-технологий Сапар Ахметов.

Весь этот контрафакт оказался не в официальных майнинговых центрах, а в промышленных предприятиях: заводах, на трансформаторных подстанциях, у энергетиков.

«Все это усугубило ситуацию. Мы, видя, что эта индустрия в Казахстане развивается весь прошлый год, выходили на Министерство цифровизации и Правительство с тем, чтобы регулировать эту отрасль, поддержать ее. Наша ассоциация говорила, что поддержка заключается в том, что мы должны создать нормальные цивилизованные правила игры и работы в этой индустрии: лицензирование, учет оборудования. К сожалению, мы не были услышаны», – констатирует Сапар Ахметов.

В целом, казахстанское законодательство идет в ногу со временем и даже имеет на своих страницах такое понятие как цифровой майнинг и криптовалюта. Но парадокс в том, что это еще не означает, что отрасль хоть как-то регулируется. Государству необходимо вводить требования для майнинговых компаний.

«В прошлом году не успели это сделать. Это привело к тому, что «серые» майнинговые фермы расплодились на территории многих промышленных предприятий. Понятно, кто может на территории промпредприятий или даже на энергетических подстанциях устанавливать майнинговое оборудование. В первую очередь – это акционеры этих предприятий, состоятельные люди, топ-менеджеры, и люди, которые руководят в квазигосударственном секторе этими организациями. Это тоже один из видов коррупции. Раз нет регулирующих функций от лица государства, соответственно и нет запрета», – заявил глава Ассоциации.

«Надо было найти виноватых»

«Язвой» для майнеров стало и то, что чиновники не хотят брать на себя ответственность за дефицит электроэнергии, с которым столкнулась страна, за то, что проспали строительство генерирующих мощностей. Как бы нелепо это не звучало, но при этом государство продолжает твердить, что будущее за цифровыми технологиями, хранением и обработкой данных, за криптовалютами.

«Надо было найти виноватых и их нашли в лице майнинговых компаний», – сетует Сапар Ахметов.

Майнинг, говорит он, сам по себе часть криптоиндустрии, часть блокчейн-технологий, а за этой технологией будущее.

«Технология 21 века, перспективы огромные. Мы должны создать условия для развития этой технологии. Где-то ограничивать незаконные дела, чтобы государство установило четкие правила работы и тогда индустрия и сопутствующие технологии, инвесторы будут приходить в Казахстан. Сейчас энергетики пошли по легкому пути: чтобы снять напряжение в дефиците энергии, они просто пришли и отключили официально работающие майнинговые компании, а «серый» майнинг работает благополучно. Получается обратный эффект: в то время, когда нужно «серый» майнинг превратить в «белый», «серый» видит, что если ты переходишь на «белую» работу, то ты просто не получишь электроэнергии. Должен быть интерес работать законно и открыто», – говорит спикер.

В Казахстане в этом году был введен дополнительный налог в размере 1 тенге за каждый киловатт-час электроэнергии, использованной на добычу криптовалюты. Но кто будет его платить, если «белым» майнерам объявлен бойкот, а незаконным фермам до лампочки на налоги.

«Мы просчитывали 5-6 миллиардов тенге налогов только за потребление электроэнергии. Сейчас этого налога не будет однозначно, потому что законно работающие майниговые компании не получают электроэнергию. То, что мы прогнозировали, и этих денег не будет теперь», – сказал глава ассоциации.

Свет в конце тоннеля

Единственным правильным путем решения проблемы, по мнению эксперта, является жесткий запрет «серого» майнинга.

«Конечно, там очень большое лобби. За «серым» майнингом стоят очень влиятельные люди, собственники компаний. На это просто нужна политическая воля», – уверен собеседник.

Потерянные инвестиции

Эксперт Азамат Ахметжанов поделился информацией, что крупные инвесторы уже переносят из Казахстана свои мощности.

«Естественно, это скажется негативно на инвестиционной привлекательности страны. Мы можем подтвердить, что одна из крупнейших компаний по майнингу криптовалют в мире отказалась инвестировать в Казахстан. У нее были планы построить data-центр. Инвестиции должны были составить более 9 млн долларов», – сказал он.

Он подчеркнул, что законно работающие майнинг-фермы с ноября-декабря 2021 года постепенно отключены от энергии до конца февраля.

«Криптоиндустрия зародилась лет десять назад, но нюанс в том, что сейчас идет этап, когда в течение ближайших 5-10 лет индустрия криптовалют наберет огромный оборот и увеличится количество пользователей. На сегодня около 500 миллионов человек владеют криптовалютами, в Казахстане – это 320-330 тысяч человек. Казахстану нужна собственная криптобиржа, которую министр Багдат Мусин обещает с прошлого года. Криптовалюты – они убирают посредника между участниками. Если у нас будет своя биржа, то вся комиссия за каждую транзакцию будет оставаться в Казахстане и эти деньги можно будет инвестировать в развитие энергосистемы», – говорит он.

Стоит отметить, что именно биткоин требует существенных энергозатрат, развития энергетики.

«Последний биткоин будет добыт, по разным прогнозам, в 2140 году. Соответственно ближайшие 120 лет Казахстану явно нужно электричество, для того, чтобы поддерживать сети и развивать майнинговую отрасль», – говорит собеседник.

Вам будет интересно: