«Kids go free»: бесплатные авиабилеты детям – фикция?

Смагулов Амир
13.02.2022, 14:25

Большинство туроператоров отказываются работать по совершенно сырой программе

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

О «Kids go free» (Дети путешествуют бесплатно) говорят аж с 2019 года и, аллилуйя, наконец-то это свершилось – с января ее запустили. Целых три года понадобилось госменеджерам, чтобы разработать по итогу сырую программу. Идея, конечно, хороша – за счет государства покупать детям авиабилеты. Вот только реализация не пришлась по вкусу ни казахстанцам, ни туроператорам. Что не так с этим проектом, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

По правилам программы бесплатно летать на самолетах смогут дети от 2 до 17 лет. Но самое главное условие – родители должны купить путевку на казахстанские курорты у туроператоров. Увы, бесплатно слетать к родственникам на той не получится.

Так в нацкомпании «Kazakh Tourism», которая и разработала программу, хотят мотивировать людей путешествовать внутри страны. Даже представили список направлений, по которым детские билеты субсидируются: это Алаколь, горы в алматинском регионе, Бурабай, Баянуыл, Балхаш, Туркестан, Мангистау, деловой туризм в столице, космодром Байконур и Имантак-Шалкарская курортная зона.

В общем, все не так просто. Впрочем, нам не привыкать. Правила «Kids go free» не пришлись по вкусу как многим казахстанцам, так и туроператорам. Дело в том, что именно на последних возложили все финансовые процессы. Туроператоры должны будут оплатить стоимость детских тикетов из своего кармана, а потом отправить в «Kazakh Tourism» пакет документов, чтобы те вернули им потраченные на билеты деньги.

Туроператорам такой расклад не понравился – вдруг государство как обычно начнет обводить вокруг пальца и не выплатит деньги? К тому же сроки выплат могут затянуться аж на 45 дней – это прописали в программе.

«350 миллионов тенге выделено из бюджета на программу «Kids go free» – на бесплатный отдых детям при сопровождении взрослых членов семьи. Казалось бы, супер проект, но реализация под угрозой из-за не до конца продуманного механизма процессов. Лично мне как туроператору не хочется рисковать и взять на себя ответственность кредитовать бесплатный перелет детей и ждать несколько месяцев на возмещение этих средств от «Kazakh Tourism». А что, если не возместят, деньги закончатся? Где гарантия? Никто не хочет долго ждать денег, оплачивая собственными средствами часть отдыха. После пандемии этих средств нет. Почему бы как-то не прогарантировать туроператору частичной предоплатой или сокращением срока оплаты?», - возмущается туроператор Рысты Карабаева.

Туроператорам действительно невыгодно вкладывать личные деньги. Оттого они не спешат участвовать в программе. Пока на нее откликнулись всего 7 турфирм – 4 из Алматы, 2 из ВКО и одна из Акмолинской области.

При этом туроператоры никак не принижают важность этой программы. Напротив, они рады, что государство начало помогать привлекать туристов на отдых внутри страны.

«Очень важно, что появились такие программы. Но дело новое, и, на мой взгляд, они не смогли создать правильный механизм, который будет обеспечивать четкость выполнения обязательств и необременительность ни для одной стороны. Очень важно, чтобы в этот процесс были вовлечены туроператоры, потому что если бы это было отдано на откуп авиакомпаниям, туроператоры остались бы в стороне.

Предложенный механизм не совсем понятен, не совсем стабилен для туроператоров. Сейчас предложенный механизм требует больших финансовых вливаний туроператоров и самое главное, полная неизвестность – будут ли они возвращены, никто не представляет, как программа будет работать на рынке», - утверждает президент Ассоциации туроператоров Казахстана Инна Рей.

Для туристов программа, конечно, привлекательная, говорят туроператоры. Но до реальных продаж и до получения этих денег достаточно далеко. Еще один минус в том, что фирмам придется доказывать, что деньги потратили действительно на билеты.

«Нам не очень нравится то, что мы вовлечены в доказательность. В комиссиях может быть человеческий фактор – какие документы нужны будут, примут они их или не примут. При нынешнем уровне возможностей любого средней руки жулика можно какой угодно документ нарисовать. Мы считаем, что этот процесс не очень продуман. Нам бы хотелось избежать его, чтобы он не касался нас. Надо, чтобы факт заключения договора был основным доказательством и акт выполненных работ с гостиницей.

Мы сейчас предлагаем, чтобы расчет все-таки происходил не через туроператоров, а напрямую с приобретателем билетов, то есть клиентом. Чтобы деньги, которые государство хочет компенсировать, направлялись сразу туристу», - считает Инна Рей.

Будет ли пользоваться спросом эта программа – большой вопрос. Сейчас мало кто покупает путевки на путешествие по стране. Основная проблема заключается в том, что санатории, дома отдыха и пансионаты работают напрямую с туристом. Они вообще не заинтересованы в том, чтобы осуществлялись какие-то продажи через туркомпании, потому что это требует определенных средств – комиссии.

«Жизнь показывает, что это никому не хочется делать. Они привыкли работать по старинке и видят в туркомпаниях лишнего посредника. Чтобы появился массовый туризм, чтобы у отеля был серьезный спрос, особенно не в сезон, очень важно, чтобы такие посредники были. Нужно запускать эту цепочку. К сожалению, мы не можем добиться понимания. В результате мы имеем ситуацию: когда турист пришел в туркомпанию и говорит «Я хочу отдохнуть и полечить желудок», в компании ему предлагают не наши санатории, а другие страны как близлежащего зарубежья, так и дальнего. Все равно страдает отрасль в целом», - подытожила Рей.

Оставят ли «Kids go free» в том виде, в котором она сейчас, или еще есть возможность что-то изменить, неясно. Обсуждения до сих пор идут, но внести какие-то правки будет очень сложно, говорят в Ассоциации.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: