Автокредитование под 4%: выгодна ли программа?

Смагулов Амир

Эксперт разложил по полкам все плюсы и минусы программы

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Программу льготного автокредитования, которую свернули в прошлом году, снова хотят реанимировать. Правда, в планах у чиновников этого не было, просто повод подвернулся хороший – у «Оператора РОП» на счетах завалялись лишние миллиарды, а государственным денежкам негоже лежать без дела. Идею о перезапуске программы и все ее подводные камни оценили эксперты в материале Azattyq Rýhy.

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития за 5 лет собираются направить на автокредитование 250 миллиардов тенге – из бюджета 150 млрд и еще 100 млрд из собранных в виде утильсбора «Оператором РОП».

«Государственные деньги (для начала 30 млрд) предполагается запустить в программу уже в 2022 году», – отметили в МИИР.

В следующем году последует порция из 35 млрд, затем – 40 млрд, в 2025 году уже 45 млрд, и так до 2027 года.

В МИИР уточнили, что вопрос с финансами от «Оператора РОП» пока решается.

«Если правительство поддержит идею распорядиться деньгами от утильсбора именно таким образом, то те самые 100 млрд тенге пустят на кредиты для уязвимых слоев населения. Без первоначального взноса, но под 4% гражданам станут выдавать только 10 млн тенге», – отметили в ведомстве.

Впрочем, лимит в 10 миллионов хотят поставить всем желающим. А тем, кто захочет авто подороже, придется доплачивать из своего кармана.

Сейчас в очереди за этими кредитами стоят уже больше 15 тысяч казахстанцев. Абсолютно всех прельщает ставка – 4%. Да, она весьма выгодна. Но не стоит забывать и про банковские проценты. Раньше, когда программа действовала, годовая эффективная ставка вознаграждения, которая включает в себя все комиссии за рассмотрение заявки, оформление и обслуживание кредита, доходила до 7,5%.

«Ставка, которую предлагало льготное кредитование, заявлялась как 4%, по факту была порядка 7%. То есть вы покупали автомобиль, взяв кредит в банке под 7%. Как обычно банковские хитрости – за это чуть-чуть, за то чуть-чуть и набегает ставка больше. Но это, конечно, выгоднее, чем 14%. И, соответственно, если вы как потребитель получаете кредит по меньшей ставке, то вам это выгодно. В общем, какая бы она ни была, она все равно льготная и будет меньше, чем стандартная коммерческая ставка, если бы вы взяли потребительский кредит в банке. Для тех, кто будет покупать машину, это будет выгодно. Потому что в противном случае без этих программ вы возьмете кредит на условиях 15% годовых», - говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Большой минус этой программы – ограниченность выбора. Всего 7 марок будут доступны казахстанцам: Chevrolet, Hyundai, JAC, Kia, Lada, Renault, и UAZ. В очередной раз обогащаться будут наши автопроизводители, которых назвать таковыми весьма сложно. Второй минус, по мнению экспертов, это финансирование за счет денег, собранных на утильсбор.

«Эти машины покупают не от того, что они суперхорошие, а от того, что они доступные и дешевые. И опять же эти деньги идут так называемым автопроизводителям, которые ничего не производят, а используют различные схемы, собирая разобранные перед границей автомобили. За счет этого они, во-первых, экономят на таможенных пошлинах. Таможенная пошлина на готовый автомобиль с колесами составляет условно 20%. А если открутить колеса, вынуть двигатель, все это красиво упаковать и завезти как запчасти – это уже 5%. Видите, разница 15%. Плюс эти так называемые автопроизводители высасывают все льготы, субсидии и все это длится много-много лет.

Поэтому сейчас эти же деньги, которые они с нас уже взяли в качестве утилизационного сбора, снова в их ненасытные рты будем класть. Это неправильно с точки зрения распоряжения этими деньгами, но как потребителю, который получит этот кредит по меньшей ставке, это, конечно, выгодно», - считает Эдоков.

Еще один вопрос – насколько качественно собирают машины в казахстанских сборочных ангарах? Никто этого не знает. Качество, зависит, конечно, от контроля. Например, сборка Hyundai должна быть под контролем супервайзеров этой корейской компании. Если этот контроль жесткий и правильный, то в теории сборка не должна отличаться от собранного автомобиля в корейском городе. Но почему-то все равно общество, да и эксперты все же с опаской смотрят в сторону машин «Made in Kazakhstan».

«Я не знаю, есть ли в нашем случае контроль и насколько он хорош, но в целом как потребитель я с большей долей вероятности сделаю выбор в пользу корейского автомобиля, собранного в Корее корейскими руками под корейским надзором, с корейским качеством контроля и так далее, чем казахстанский. Зная нашу безалаберность, отношение к работе и прочее. Не хотел никого обижать, но это реальность. Поэтому я за такие же деньги лучше куплю трехлетнюю б/у японскую иномарку, чем новый автомобиль, собранный в Казахстане. Это мое мнение, и я думаю, что большинство, процентов 60-70 думают примерно так же», - подчеркнул наш собеседник.

Как такового казахстанского автопрома действительно нет. Мы ничего не производим, только собираем готовые, привезенные детали. В лучшем случае можем поставить казахстанский аккумулятор залить нашу жидкость для омывания стекол. Даже при том, что машины у нас просто собираются, все равно люди не доверяют автопрому, потому что это слишком емкая отрасль, где нужны не только руки, но и умы. К сожалению, ни то, ни другое у нас не взращивают. У нас одни менеджеры, юристы и экономисты, а рабочих, технарей нет.

«Казахстанский автопром – это утопия. На этой мутной схеме они за много лет постоянно отмывают и зарабатывают огромные деньги. Толкают идею про казахстанский автопром – дайте нам еще миллиарды, дайте субсидии, дайте налоговые льготы, дайте нам то, дайте нам это. И за 15 лет так ничего и не построили. Поэтому всю эту богодельню нужно разогнать.

Единственный пример на постсоветском пространстве, где появился свой автопром – это Узбекистан. Там действительно на 80% комплектуют автомобили из своих запчастей. Но он на 10 или 15 лет полностью закрыл свои границы для ввоза автомобилей – ввозимые автомобили облагались 100% пошлиной.  Со временем за 10-15 лет они начали выпускать электрику, обшивку, двигатели, коробки передач, стекла свои, кузова штампуют свои. Вот этими машинами за 10 лет заполнили весь Узбекистан», - заключил Эдоков.

Казахстану следовало бы поступить также, а не тешить себя грезами о несбыточном автопроизводстве.

Жан МУРЗА

Новости парнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.