Только за 5 месяцев этого года «КазАвтоЖол» перечислил его фирме 745 миллионов тенге. При этом, за что конкретно – до конца не ясно
И за дорогами следит, и о чаяниях народа беспокоится. Так коротко можно сказать о депутате Жамбылского областного маслихата Армане Едильбаеве. Через свою фирму народный избранник собирает прибыль с дальнобойщиков всей страны. Удачливому бизнесмену удалось прибрать к рукам единого оператора по содержанию казахстанских трасс – государственную компанию «Казахавтодор». Как она перешла к нему и сколько депутат зарабатывает на водителях фур, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.
Сотни миллионов – в одни руки
Схема финансовых операций, в принципе, проста и понятна: «КазАвтоЖол» собирает с дальнобойщиков деньги, затем проводит тендеры. Выигравшие компании на эти средства в итоге содержат платные автобаны. Вроде все вполне законно и прозрачно. Но загвоздка тут в том, что тендеры достаются только одной компании – ТОО «Казахавтодор», которая чудесным образом оказалась в руках депутата. Об этом поговорим чуть позже, пока расскажем о том, сколько же денег зарабатывает Арман Едильбаев.
По данным, взятым с портала госзакупок, только за 5 месяцев этого года «Казахавтодор» получил от нацкомпании «КазАвтоЖол» 745 миллионов тенге. Большую часть этих денег – почти 442 миллиона тенге подрядчик получил за то, чтобы содержать три участка на трассах на протяжении всего трех месяцев. Если быть точнее – с 1 февраля по 30 апреля.
Почти половина этой суммы должна была пойти на содержание участка на трассе «Алматы-Хоргос». Остальной капитал – на участки дорог «Нур-Султан-Темиртау», «Алматы-Капшагай».
В мае «КазАвтоЖол» снова провел тендер. На этот раз разыграл чуть меньше – 303 миллиона. На эти деньги «Казахавтодор» обязался содержать эти же автобаны с 1 мая до 30 июня.
При этом, непонятно, что конкретно подразумевается под понятием «содержание дорог». В договоре этот пункт описывается весьма абстрактно:
«Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения», – вот, собственно, за что платят дальнобойщики.
Какие дефекты, нарушения исправить, какой ремонт нужен на участках, сколько песка и соли необходимы для этих трасс – ничего подобного в официальном договоре не прописывается.
В самом «КазАвтоЖоле» недавно отчитались, что в прошлом году собрали с дальнобойщиков 5.7 миллиардов тенге, половина которых ушла на ремонт и содержание трасс. Дальнобойщики от этих заявлений впадают чуть ли не в истерику – где эти самые отремонтированные трассы, если асфальт на всех автобанах уходит из-под ног?
Данные с портала госзакупок только подтверждают их слова. В августе прошлого года «КазАвтоЖол» планировал провести тендер на 715 миллионов по содержанию трасс, но почему-то отменил конкурс. В сентябре нацкомпания снова объявил тендер, но уже на более внушительную сумму – 5.3 миллиарда тенге. Но в итоге снова отказалась от закупки. Куда же дели эти деньги и кому их перечислили – неясно.
Чьи карманы наполняют дальнобойщики?
Изначально «Казахавтодор» был государственным предприятием, которое обслуживало 23.5 тысячи километров дорог по всей стране. Задач у компании было немного – проводить текущий ремонт и чистить трассы.
Организация, судя по налоговым отчислениям, была весьма успешной.
Резкий скачок «Казахавтодора» пришелся на 2018 год – в полтора раза возросли налоговые выплаты, а значит, и прибыль. И в этот пиковый момент Комитет автодорог тогдашнего Министерства по инвестициям и инфраструктурному развитию, которому принадлежал «Казахавтодор», внезапно решил передать прибыльную компанию в доверительное управление, да еще и с правом выкупа.
Компанию выставили на аукцион. Первые торги не состоялись, так как поступила всего одна заявка. Поэтому на второй аукцион чиновники пришли подготовленными – прописали новые условия, по которым одного покупателя будет достаточно. Об исходе процесса вы, наверное, уже догадались.
В итоге в феврале 2019 года 100%-ную долю «Казахавтодора» чиновники передали в доверительное управление на 3 года с правом выкупа компании «Arai Oil» из Тараза. Стоимость сделки составила 18 миллиардов 588 миллионов тенге.
Откровенно говоря, сделка не должна была состояться. Многие факты указывают на то, что договор с этой компанией был заключен для отвода глаз, чтобы увести внимание от истинного владельца госпредприятия.
Судите сами: как можно такую махину, ворочающую миллиардами, отдать в управление какой-то конторке, которая перечисляет в бюджет копейки, да еще и занимается абсолютно другой работой – оптовой торговлей топливом?
За фирмой, к тому же, числится долг в 96 тысяч тенге. Как же такой невзрачной фирме удалось завладеть целым госпредприятием? Да все просто – благодаря своему владельцу. Конторка, согласно открытым данным, принадлежит далеко не последнему человеку – депутату Жамбылского областного маслихата Едильбаеву Арману Захарыповичу, который с 2016 года представляет интересы народа.
Депутат, конечно, мог бы заключить сделку от другой своей фирмы – более крупной и солидной – «Арайстроймаркет-2003». Но тогда бы уж явна была понятна его выгода – эта компания занимается производством асфальтобетона. А так, и денежки с тендеров текут, и завод не простаивает. А если заказов не будет, не беда, у компании куча направлений работы – и строительство зданий, и выращивание зерновых культур, и производство радиаторов с котлами отопления, и монтаж систем водоснабжения, и даже услуги гостиниц с ресторанами. Депутат-то на все руки мастер, оказывается, что, конечно, приносит ему миллиарды доходов.
Ему же принадлежит еще одна фирма, добывающая отделочный и строительный камень. ТОО с 2001 года «Кумтас» занимается разработкой гравийных и песчаных карьеров. Ежегодно компания перечисляет в казну десятки миллионов тенге. За 5 месяцев этого года в бюджет уже поступил 81 миллион тенге.
Вот откуда у «Arai Oil», зарабатывающей копейки, появилось 18 миллиардов на покупку «Казахавтодора», который в руках бизнесмена, по мнению дальнобойщиков, явно не справляется со своей работой.
В феврале этого года в Западно-Казахстанской области «Казахавтодор» оштрафовали на 74 миллиона за нечищеную трассу «Самара-Шымкент». Гололед был и на трассе «Уральск-Атырау» – компании снова выставили штраф в 90 миллионов тенге.
Вот так вполне себе выгодные государственные предприятия оказываются в руках бизнесменов с депутатским мандатом.
Жан МУРЗА