Суд за «дочку» «Казахстан Инжиниринга»: бизнесмены не могут вернуть вложенные деньги
Частная организация внесла на счет нацкомпании 810 миллионов тенге
В Специализированном межрайонном экономическом суде Нур-Султана идут судебные разбирательства между «Казахстан инжинирингом» и компанией «Kaz Energetik Build». Стороны судятся за «дочку» нацкомпании – ТОО «КазИнж Электроникс». Фирму в 2018 приватизировали, однако в прошлом году материнская компания вернула ее обратно в свою собственность и повторно продала в самый разгар судебного процесса, когда «Kaz Energetik Build» пытался ее отстоять. В итоге компания осталась ни с чем – и без имущества, и без вложенных денег. При этом нацкомпания в суде отрицает, что продала «дочку», а средства возвращать не торопится. Все детали судебного процесса – в материале Azattyq Rýhy.
Для начала расскажем коротко основные моменты разбирательства. «Kaz Energetik Build» выкупал компанию несколькими траншами. В 2018-2019 годах фирма выплатила 810 миллионов тенге, то есть более 62% от общей суммы (1.3 млрд тг). Затем из-за внушительных инвестиций, пандемии, карантина и падения экономики в целом у компании возникли проблемы с выплатами и «Казахстан Инжиниринг» расторг с ними договор, не вернув вложенные деньги. По данным «Kaz Energetik Build», они неоднократно предлагали погасить оставшийся долг через третью фирму, но нацкомпания игнорировала их просьбы. Как рассказали представители частной организации, пока они доказывали в суде незаконность расторжения договора, нацкомпания повторно продала «дочку» строительной фирме «Qazaq Stroy Almaty». Все детали этой истории мы описывали ранее.
Особенности приватизации: как нацкомпания дважды продала «дочку» и выставила на улицу инженеров
Накануне в суде состоялся интересный и противоречивый диалог. Представитель «Казахстан Инжиниринга» Мурат Ахметов всячески отрицал факт продажи нацкомпанией своей «дочки». Сделку действительно провернули без ее участия. Это прописано в договоре купли-продажи, по которому «КазИнж Электроникс» продал все свое имущество строительной фирме «Qazaq Stroy Almaty».
Интереснее всего в этом то, что, по словам Мурата Ахметова, «дочка» не имела права делать это без разрешения нацкомпании. И еще одна любопытная деталь – «дочка» сама продала свое имущество, а деньги получила материнская компания – «Казахстан Инжиниринг», которая, по словам Ахметова, не имеет отношения к сделке.
Далее диалог между представителем «Kaz Energetik Build» Алией Омарбаевой и Муратом Ахметовым, в котором он отвечает на ее вопросы:
Омарбаева: Является ли причиной столь быстрого расторжения договора с нами появление «Qazaq Stroy Almaty», которая хотела выкупить компанию?
Ахметов: Нет. Нацкомпания не является стороной сделки. Это имущество принадлежало ТОО «КазИнж Электроникс». Согласно закону «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участник товарищества не имеет отношения к его имуществу. Обязательства являются невечными, соответственно, мы не имеем никакого отношения к данному объекту недвижимости.
Омарбаева: Дочерняя организация имеет право производить отчуждение без вашего согласия?
Ахметов: Нет.
Омарбаева: Тогда почему деньги от «Qazaq Stroy Almaty» перешли напрямую на счет нацкомпании, не «КазИнж Электрониксу», которая оформила сделку?
Ахметов: Потому что все счета арестованы и деньги некуда было перечислять, поэтому они направили на наш счет. Но я официально вам сообщаю, что эти деньги не являются собственностью нацкомпании. Они были и остаются собственностью «КазИнж Электроникса».
Забавная ситуация, когда продает имущество одна компания, а другая получает от этого прибыль, и когда «дочка» продает свое имущество без ведома материнской организации запутала даже судью. Далее диалог Ахметова уже с судьей, где представитель нацкомпании снова продолжает отрицать продажу:
Судья: Вы 100%-ную долю повторно уже реализовали или нет?
Ахметов: Нет, уважаемый суд. Процедура реализации активов установлена постановлением правительства. Мы не имеем никакого законного права продавать долю участия без разрешения правительства. То есть мы не продавали. Для продажи «КазИнж Электроникс» нам необходимо внести изменения в постановление правительства о приватизации на 2021-2025 годы. Мы не продавали, еще раз подчеркну.
Судья: После расторжения договора вы являетесь 100%-ным участником ТОО?
Ахметов: Мы всегда были и остаемся единственным участником.
О том, каким образом компанию «КазИнж Электроникс» с арестованными счетами и имуществом удалось продать, бизнесмены хотели расспросить судебного исполнителя, который дал добро на эту сделку и Департамент юстиции по Алматы, который зарегистрировал сделку. Бизнесмены ходатайствовали о том, чтобы их привлекли к судебному процессу, однако суд отказал им.
«Департамент юстиции по Алматы хоть как должен быть привлечен, потому что это регистрирующий орган. Мы ознакомились с регистрационными документами и увидели, что во время судебного процесса ответчик реализовал компанию строительной фирме «Qazaq Stroy Almaty» с разрешения государственного судоисполнителя. Мы хотели бы ему и Департаменту юстиции задать вопросы. В частности, как арестованная земля продалась с разрешения судебного исполнителя, хотя там много судебных производств. Но судья не вняла нашим доводам, сказала, что это не является предметом спора и отказала в удовлетворении ходатайства», – сообщил юрист компании «Kaz Energetik Build» Константин Саткимбаев.
Компания сейчас не может вернуть даже часть выплаченных «Казахстан Инжинирингу» денег. Выше уже было упомянуто, что за «дочку» «Kaz Energetik Build» частями внес 810 миллионов тенге. По договору в течение 15 дней с момента расторжения сделки нацкомпания должна вернуть половину этих денег, а себе оставить лишь первый транш. Однако возвращать эти средства государственные менеджеры не торопятся – говорят, что ждут ответа от Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов, где проверяют аудиторский отчет «КазИнж Электроникса».
«Был проведен аудит. По результатам проведенного аудита было принято решение о направлении данного аудита в Комитет по финансовому мониторингу для принятия процессуального решения. Были выявлены нарушения, и мы в данном случае обязаны обратиться в уполномоченный орган», – сказал представитель нацкомпании Мурат Ахметов.
На вопрос представителей «Kaz Energetik Build» о том, почему они не обратились сразу в правоохранительные органы, если увидели нарушения, а тут же расторгли договор, Ахметов ответил абстрактно: «В данном случае компания реализовывала свои права». Бизнесменов смущают здесь не только его ответы, но и сроки их обращения в Минфин.
«Представитель нацкомпании сказал, что вернут деньги только когда получат ответ из комитета. Затем судья сказала, что этого нет в договоре и надо по умолчанию возвращать деньги. У нацкомпании такая хитрая позиция – мол, мы действуем по нормам Гражданского кодекса. Судья им сказала: «Если вы ссылаетесь на нормы договора и всячески их соблюдаете, то почему не соблюдаете такой пункт, по которому вы должны вернуть часть оплаченной суммы?». Мол, что вам нравится, вы соблюдаете, а что не нравится – игнорируете.
Заявление в комитет они подали в январе этого года. Но картину они понимали еще летом во время аудита – говорили, что им нанесен ущерб. Тогда почему они так поздно, аж в январе подали это заявление? Это выглядит как попытка уйти от выплаты. Если бы в наших действиях усмотрели что-то незаконное, нас бы давно уже вызвали. Ничего подобного не было, никто к нам не обращается, никто не вызывает. Становится очевидно, в виду чего выполняются все эти действия. Никто ничего не хочет возвращать», – считает представитель «Kaz Energetik Build» Константин Саткимбаев.
Следующий судебный процесс по делу состоится 26 марта.
Ромина МАКАРИМОВА