В такую сумму обойдется аренда люксовых авто для министров и полиции
В 2019 году премьер-министр Аскар Мамин своим постановлением запретил госорганам покупать авто иностранной сборки. Он предложил чиновникам в течение двух лет пользоваться казахстанским автопромом. Такое положение дел, разумеется, их не устроило – ведь класс машин «Made in Kazakhstan» не соответствует их высоким рангам. Поэтому государственные мужи нашли выход из положения – если покупать нельзя, то взять в аренду уж точно можно, закон ведь не запрещает. Тем более, что есть вполне рабочие схемы, которые позволят и закон обойти, и себя не ущемлять в комфортной езде. Сколько бюджетных денег на это тратится – в материале Azattyq Rýhy.
Законы может и становятся суровее, но наши чиновники проявляют удивительную смекалку, подстраиваясь под них. Слуги народа в нашей стране любят большие и роскошные машины бизнес-класса, а наш автопром в этом плане сильно уступает широкому ассортименту иностранцев. Но выход есть всегда – здесь на выручку им пришла аренда.
Департамент полиции Мангистауской области, к примеру, не видит жизни без этого пункта в смете расходов. «Услуги по аренде легковых автомобилей с водителем (!) для нужд полиции» на следующий год правоохранители оценили в 405 миллионов тенге.
По первому лоту: полиции зачем-то понадобилось 47 машин с водителем. Кого они будут возить? Неужто начальников? Патрульных полицейских с личным водителем мы еще не встречали. Чтобы наши стражи порядка со всеми удобствами добирались до работы и ездили по делам, из бюджета потратят 230 миллионов тенге. И это сумма всего за год аренды – с января по декабрь 2021 года. Местный ДП даже предоставил расчеты – одна машина в месяц будет обходиться в 407 тысяч тенге, за год на нее потратят почти 5 миллионов.
В техническом задании все указано без излишеств: машины должны быть легковые, год выпуска – не ранее 2017 года, объем двигателя не менее 1400 куб.см.
«Наличие GPS оборудования, подключенного к системе спутникового мониторинга автотранспорта, с фиксацией местоположения, скоростного режима, пробега, продолжительности стоянок и остановок. Поставщик обязан предоставить автотранспорт заказчику в чистом, опрятном и в исправном состоянии, и должны быть обеспечены огнетушителями, аптечкой первой медицинской помощи», – вот и весь список требований.
Точно такие же требования и во втором лоте на 175 миллионов тенге. Сумма меньше по нескольким причинам – здесь полиция заказывает 43 авто и все без водителей. Но и этот транспорт будет обходиться в копеечку: за одну машину из казны будут платить 340 тысяч тенге в месяц, за год на нее потратят 4 миллиона 71 тысячу.
Тендер еще не разыграли – 24 декабря начнется прием заявок от поставщиков, который продлится до 8 января. Забегая вперед, скажу, что имя возможного победителя, в принципе, не станет большим удивлением. Ежегодно вот уже на протяжении трех лет одна и та же компания – «НефтеГазСтройПоставка» получает все тендеры на поставку машин в аренду для мангистауского Департамента полиции. А в этом году заказывать авто начал и акимат области. Всего за четыре года этой незаменимой фирме перечислили 1.3 миллиарда тенге. Об этом и о том, кому она принадлежит, мы писали ранее.
Почему полицейские и чиновники «подсели» на аренду авто?
Конец года – просто золотой сезон для арендодателей машин. Только и успевай выигрывать тендеры. Под занавес 2020-го министерства тоже не отстают от акиматов. Министерство экологии, геологии и природных ресурсов планирует потратить почти 102 миллиона тенге на аренду авто.
На эту сумму ведомство арендует всего 8 машин: 6 из них персонального обслуживания и 2 дежурного обслуживания. На технических характеристиках чиновники не особо заостряли внимание. Указали лишь, что седаны должны быть не ранее 2010 года выпуска. Но зато подробно расписали, как и в каком виде должен подаваться транспорт: в чистом виде, с чистым салоном, в котором не должно вонять табачным дымом, топливом и другими неприятными запахами. Зимой машины должны подаваться с прогретым салоном, ведь негоже чиновнику мерзнуть при поездке, а летом салон обязательно должен быть охлажден – потеть госслужащим тоже не комильфо. А еще в требованиях к водителям меня удивила одна деталь – держать язык за зубами.
«Соблюдения водителями делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. Работники поставщика обязаны не распространять конфиденциальную информацию, ставшую им известной в силу исполнения служебных обязанностей, обеспечить чистоту содержания автотранспорта (внутри салона, багажника и во внешнем виде кузова), предоставить автотранспорт по заявке заказчика вне установленного графика, т.е. с 23.00 до 06.00 ч», – вот короткий список требований к водителям.
Интересно, чем в ночное время собрались заниматься высшие чины министерства? Как бы то ни было, поставщик еще не определился – 24 декабря закончится прием заявок. Пока на конкурс откликнулась всего одна компания.
Министерство финансов тоже может дать фору в транспортных вопросах. Это ведомство готово заплатить 99 миллионов тенге за аренду авто. С водителями, конечно.
На эти деньги ведомству нужны 13 авто – 12 седанов и один микроавтобус. Среди других учреждений Минфин оказался не столь капризным. В списке нет особо премиальных желаний, указаны лишь основные характеристики машин. Итак, главные экономисты страны хотят арендовать весь следующий год:
Вывод из этих трат таков: аренда – это еще более беспечное расходование народных денег, чем покупка иномарок. Аргументов говорить так достаточно, ведь автопарк не обновляется, машины не становятся государственной собственностью, их нельзя будет продать, чтобы хоть частично компенсировать расходы. На те же 405 миллионов, которые полиция Мангистауской области выбросит за год, можно было бы купить 150 Lada Granta казахстанской сборки. Но нет, это не уровень больших начальников – им подавай Land Cruiser-ы. Ездить скромно у наших не получится.
Жан МУРЗА