Срочная новостьДТП на блокпосту в Алматы: суд вынес приговор экс-полицейскому

Разборки по-шымкентски: кому за бесценок достанется южный аэропорт?

Сейтказин Ардак

Экономисты оценили возможную сделку по продаже объекта

Фотоколлаж: AR; фото: kfcpromo.ru

Сбыть очередной актив с молотка властям Шымкента пока не удалось. 8 октября должен был состояться аукцион, однако заявку на участие подал лишь один соискатель, конкурс пришлось отложить. Новую дату должны назвать в ближайшие дни. Зачем авиагавань выставили на продажу, как в деле оказались замешаны казахстанские авиакомпании, почему актив продается чуть ли не за бесценок и второпях? Ответы на эти вопросы в материале Azattyq Rýhy.

Стартовая цена аэропорта – 5,2 миллиарда тенге или около 14 миллионов долларов. Для сравнения – аналогичная сделка. Алматинский аэропорт, тоже не в лучшем своем состоянии, отошел турецкой компании за 415 миллионов долларов.

Продажу стратегического объекта в акимате Шымкента объяснили традиционными для чиновников аргументами: мол, аэропорту нужна серьезная реконструкция, большую прибыль он не приносит и денег на ремонт нет. Хотя по налоговым отчислениям не сказать, что гавань бедствует.

Сейчас аэропорт находится в коммунальной собственности, владелец – Управление финансов Шымкента. Чиновники планируют отдать объект в доверительное управление на 10 лет с правом последующего выкупа. Условия приватизации для частных компаний выглядят так: новый владелец должен будет вложить не менее 6 миллиардов тенге, увеличить объем оказываемых услуг путем развития маршрутной сети из аэропорта, сохранить рабочие места и создать новые. И напоследок – «поднимать» не менее 150 миллионов тенге ежегодной чистой прибыли.

Однако сейчас рядом со старым аэропортом строят новый терминал, который финансирует авиакомпания SCAT. Компания заявила, что она вложила в строительство около 5 миллиардов тенге и должна иметь приоритетное право на управление. Авиаперевозчик, известный в стране не менее громкими скандалами, выступил против приватизации и заявил, что попытка развития маршрутных сетей на базе старого терминала нецелесообразна. 

«Факт непредставления преимущественного права управления инвестору, уже выполняющему строительство основного объекта, и возможное появление второй управляющей компании бессмысленны. А попытка развития маршрутных сетей на базе старого терминала, построенного в 70-е годы прошлого столетия, не может быть целесообразной. Даже максимально отреставрированное пятидесятилетнее здание старого терминала аэропорта не способно обеспечить и небольшой части реальной программы развития региона. А реализация этого пути перечеркивает все возможные перспективы и затраченные инвестиционные и бюджетные средства», – заявили в авиакомпании SCAT.

Слишком быстрая продажа и ценник аэропорта вызвали сомнения и у авиакомпании Air Astana, и у депутатов. Мажилисмен Аманжан Жамалов заявил, что «кому-то выгодно провести этот конкурс быстро и без шума». Он отметил, что к участию в конкурсе допускаются даже физические лица, а стартовая цена аэропорта явно занижена.

«Что удивительно: в конкурсе могут участвовать даже физические лица и индивидуальные предприниматели. Спрашивается, как одно физическое лицо может управлять целым аэропортом? Это ставит под сомнение будущие перспективы аэропорта города. Кроме того, по оценкам экспертов, стартовая цена в 5,2 миллиарда тенге – явно занижена для такого объекта», – подчеркнул депутат.

Экспертное мнение

Расул Рысмамбетов, финансист, экономический обозреватель AR:

«Аэропорт Шымкента мог бы быть очень интересным объектом, если бы не было аэропорта в Туркестане. И все же, на мой взгляд, передача аэропорта в Шымкенте объявлена в очень неудачный момент: в стране кризис, непонятное будущее у экономики и тут решают избавиться от такого объекта. Не думаю, что у Шымкента не было средств обновить объект, хотя бы провести текущий ремонт.

С другой стороны, нынешний аэропорт не соответствует статусу Шымкента как серьезного торгового центра центральной Азии, там должен быть объект лучше и привлекательнее. Было бы гораздо лучше, если бы у аэропорта был инвестор из столицы или вообще из-за границы.

Я бы очень настоятельно предложил бы потенциальным инвесторам сначала провести вдумчивый аудит предприятия и это должна быть не та компания, которая проверяла аэропорт последние 4 года».

Арман Бейсембаев, экономист:

«Я за то, чтобы частный сектор развивался. В целом государство – не очень эффективный собственник. Оно максимально консервативно. Его задача – просто содержать активы в более или менее пристойном виде, чтобы совсем не развалилось. Но когда речь касается какой-то модернизации, ремонта или расширения, тут они умывают руки. У нас в принципе все модернизации, новшества всегда проходят со скрипом, коррупционными скандалами, на этом постоянно греют руки, разворовывают бюджеты. А частный сектор работает по другим законам, там особо не своруешь».

Асет Наурызбаев, экономист:

«Это хорошо, что аэропорт уходит от государства. Здесь главный вопрос в прозрачности и чистоте торгов. Аукцион должен пройти без сговора, в чем подозревают сейчас продавца. Вообще государство у нас плохо руководит своими активами, потому что у него огромное число конфликтов интересов. У него сто миллионов задач и самая последняя – удовлетворение потребностей клиента».

Напомним, ранее мы писали о том, что торги по передаче аэропорта Шымкента в доверительное управление, запланированные на 8 октября, не состоялись, так как поступила всего одна заявка. 

Вам будет интересно
Госшопинг: авто за 17 млн – полиции, новогодние украшения – для чиновников
Миллиарды в одни руки. Кто получает откаты с тендеров?
Нефтяники готовы расстаться с $1 млрд. Куда пойдут эти деньги?