Миллиарды в одни руки. Кто получает откаты с тендеров?

09.10.2020, 14:20

70% госзакупок чиновники ВКО отдают «своим» фирмам, утверждают главы крупных стройкомпаний

В Восточно-Казахстанской области крупные строительные компании недовольны итогами тендеров. Бизнесмены считают, что местные чиновники намеренно отказывают им в получении тендера, лоббируя интересы отдельных «придворных» фирм. По их словам, основную часть госзаказа в этом году будут выполнять всего две организации – «Востоквзрывпром» и «ДСУ-11». Чтобы найти справедливость, предприниматели даже обратились к Президенту с просьбой отправить в регион правительственную комиссию. Корреспондент Azattyq Rýhy решил проанализировать данные из открытого источника – портала госзакупок – и выяснил, на какую сумму эти фирмы выиграли тендеры и кто же на них обогатится.

Госзакупки в одни руки

Бизнесмены Восточного Казахстана обратились в редакцию AR после выхода статьи о депутате областного маслихата Лукбеке Тумашинове, который выиграл в этом году тендеры на 8 миллиардов тенге.

Контракты на 8 миллиардов: как региональному депутату достаются самые жирные тендеры

Правда, жалобы предпринимателей касались совершенно других фирм. Так, глава ТОО «ДСУ-14» Александр Федосов утверждает, что местные чиновники лоббируют интересы определенных компаний и отдают самые крупные тендеры только им. Еще летом он и глава геолого-разведывательной компании «Топаз» провели пресс-конференцию, где заявили не только о лобби, но и о вымогательстве.

«После последнего тендера в прошлом году с меня начали вымогать взятки в размере 36 миллионов тенге. Я отказался категорически. Это претит моему воспитанию. Мне сказали: «Объемов больше не видать». Кончилось тем, что три предприятия, которые отказались нести взятки, не получают госзаказ. Три четверти, или 70% конкурсов, отдано двум предприятиям, чьи интересы лоббируют чиновники – «Востоквзрывпром» и «ДСУ-11», – сказал Александр Федосов.

Заявки от других поставщиков второй год подряд отклоняются по нескольким причинам, говорят бизнесмены. В первом случае конкурсы, где они явно победили бы, отменяют в последний момент, объясняя это корректировкой бюджета и отсутствием финансирования. Правда, через несколько недель деньги каким-то чудесным образом находятся.

К примеру, компания «Топаз» в прошлом году едва не выиграла тендер, по которому 33 села получили бы долгожданные водные скважины. Глава компании Булат Багадаев утверждал, что чиновники предпочли оставить людей без воды, чтобы не отдавать деньги неугодным фирмам.

«Деньги не были освоены. Люди как ждали, так и ждут до сих пор. В этом году тоже в начале года был объявлен тендер, потом отменен. И когда ввели этот карантин, использовали спецпорядок, по которому убрали нас, нашу компанию и «Семейгидрогеологию». Оставили вот этот злополучный «Востоквзрывпром».  С 2017 года вдруг откуда-то появился «Востоквзрывпром», у которого нет ни одного специалиста, ни одного бурового станка, а они все проекты, все бюджетные дела начали выигрывать», – рассказал директор горно-разведывательной компании «Топаз» Булат Багадаев.

Тендер по спецпорядку – новая лазейка для чиновников. Этот пункт ввели в этом году, когда действовал карантин. По спецпорядку к закупкам допускают только те фирмы, которые находятся непосредственно в районе, где должны проводиться работы. Мол, чтобы во время карантина не было трудностей с передвижением техники и рабочих – якобы таким образом риск распространения коронавируса меньше.

Мы решили удостовериться, получают ли компании, которых обвиняют в нечестной конкуренции, огромные суммы на тендерах. Проанализировав данные из портала госзакупок, можно прийти к выводу, что им действительно достаются солидные конкурсы.

В этом году «Востоквзрывпром» заключил с акиматом Усть-Каменогорска и районными акиматами сделки почти на 8 миллиардов тенге. В эту сумму входят и несколько прошлогодних договоров, по которым фирма должна провести работы в этом году. Один из самых крупных тендеров – на 2 миллиарда 358 миллионов тенге – достался компании за реконструкцию сетей водоснабжения в Риддере.

Еще один внушительный тендер на 1,5 миллиарда тенге организация получила за строительство инженерных сетей и благоустройства 28-го жилого района Усть-Каменогорска.

Остальные тендеры исчисляются уже сотнями миллионов. К примеру, 588 миллионов за благоустройство проспекта в Усть-Каменогорске.

295 миллионов за «поисково-разведочные работы для обеспечения запасами подземных вод 12 сел Семейского региона Восточно-Казахстанской области». Вообще, спектр деятельности «Востоквзрывпрома» довольно широк – помимо строительства сетей и благоустройства компания занимается взрывными работами и даже оказывает транспортные услуги.

Именно последние два пункта прописаны в официальных видах деятельности конторы – взрывные работы и аренда машин, оборудования. Каким образом фирма начала заниматься прокладкой сетей, непонятно, но это нисколько не мешает ей зарабатывать на тендерах огромные деньги.

Компанию открыли еще в 2001 году, но до 2015-го она бездействовала. Налоговые отчисления начались именно с этого периода. По данным из eGov, в учредителях компании числятся два человека – Сомов Дмитрий Олегович и Сомова Елена Владимировна.

У «ДСУ-11» тендерный улов в этом году вдвое меньше, чем у Сомовых. Компания выиграла конкурсы на 3 миллиарда 143 миллиона тенге. Одну из сделок на 2 миллиарда 781 миллион тенге организация заключила в прошлом году, но работы продолжаются и в 2020-м. На эти деньги «ДСУ-11» ремонтирует дорогу Усть-Каменогорск – Семей. По сравнению с «Востоквзрывпромом» налоговые отчисления у компании скромнее.

Как и «Востоквзрывпром», «ДСУ-11» начал работать с 2015 года, хотя создали его в 2004 году. Владеет фирмой Елфимов Илья Васильевич.

Сейчас оставшиеся не у дел бизнесмены продолжают добиваться справедливости. Свое обращение они отправили Президенту, а также в Генеральную прокуратуру, Агентство по противодействию коррупции, министру финансов и министру национальной экономики.

Ромина МАКАРИМОВА

Вам будет интересно: