«Санврачи убивают культуру»: известные актеры и певцы работают таксистами и курьерами

Сейтказин Ардак
23.09.2020, 21:13

Деятели культуры раскритиковали постановления Жандарбека Бекшина

Фото Асета Кундакбаева, voxpopuli.kz, weproject.media

Музыканты продают инструменты и ищут работу. Актеры устраиваются курьерами и упаковщиками. Пандемия больно ударила по сфере культуры – без стабильного заработка некоторые деятели искусств сидят уже больше полугода. Между тем у сотрудников театров растаяла надежда снова выйти на сцену. Несмотря на республиканские послабления, главный санврач Алматы решил не давать разрешения на открытия театров. Как выживают артисты, узнавал корреспондент Azattyq Rýhy.

Пандемия, лишение заработка, повышение цен на продукты, коррупция среди чиновников. Вот такая информационная картина наших будней. В суровых реалиях многие казахстанцы просто забыли о настоящем, качественном и душевном отдыхе. В этом бесконечном стрессе порой так и хочется снять накопившееся напряжение, забыть обо всем, насладиться живым исполнением любимых хитов артистов, фильмами на большом экране или же искусной игрой актеров на сцене. Однако деятельность многих объектов культуры пока находится под запретом. Чиновники, «заботясь о здоровье нации», не дают разрешения на их открытия, считая, что работающие торговые центры, бары или же рестораны куда важнее и безопаснее.

«Поговаривают, что полноценные концерты мы сможем провести только весной, не раньше. Мы – группа с большим опытом, большим стажем и большой историей. Поэтому у нас есть определенный запас плавучести, который позволяет нам жить спокойно какое-то время», – говорит солист группы Urker Айдос Сагат.

Говоря о запасах «плавучести», Айдос Сагат имеет в виду финансовую подушку безопасности. Между тем похвастать накоплениями могут далеко не все деятели культуры. Многие из них сейчас бьют в набат, так как сидят без стабильного дохода уже больше полугода. Да и на пресловутые 42 500 после карантинных послаблений уже никто не рассчитывает. Возникает вопрос: а жить-то на что? Ведь возобновление деятельности концертных залов даже в теории не рассматривается.

«Музыканты все остались без заработка. Сейчас уже расформировано несколько групп. Почему-то о нас думать не хотят. Сейчас все обеспокоены другими профессиями, поэтому даже жаловаться, говорить об этом нам не хочется. Есть же фраза, что трудно понять жалобу тамады. Когда все было хорошо, мы были всем нужны, а как стало плохо, то о нас забыли. Музыканты сейчас меняют профессии, стараются найти себя в чем-то другом. Потому что так жить уже невозможно. Многие бросают музыку, продают инструменты и пытаются устроиться на другую работу», – делится с нами певец Али Окапов.

Здесь необходимо пояснить: на одного исполнителя трудится целый музыкальный коллектив.

Впрочем, о смене профессии говорят сейчас и актеры. Кинотеатры закрыты на неопределенный срок, а зачем режиссерам и продюсерам создавать крупные проекты, если в прокат они так и не выйдут? По сути, замерла вся сфера киноиндустрии. На плаву лишь те, кто заручился господдержкой.

«Недавно вызвал службу доставки, а приехал ко мне оператор кино. Многие актеры начинают таксовать. На актерство рассчитывать тяжело, и не так много фильмов снимается в Казахстане, чтобы думать о том, что это дело тебя прокормит. Поэтому я еще работаю каскадером, сценаристом, режиссером, телеведущим и блогером. Я раскладываю яйца в разные лукошки. А реальные фанаты, которые видят себя только как актеров, сейчас страдают, так же, как и все казахстанцы. Если закрыты кинотеатры, то и будущее проектов непонятно. Все в подвешенном состоянии. Мы, конечно, оптимисты, все равно стараемся что-то снимать. Делаем что-то для Интернета. Слава Богу, хоть это есть», – рассказывает актер Ерден Телемисов.

А теперь поговорим о театрах. Их деятельность официально разрешена главным санитарным врачом страны. В документе от 16 сентября прописаны послабления в отношении учреждений культуры.

«Разрешена деятельность театров (заполняемость не более 50%, но не более 50 человек, с регистрацией на портале infokazakhstan.kz, соблюдением масочного режима, социальной дистанции и соблюдением требований постановления ГГСВ РК № 43», – говорится в постановлении.

Но на деле все оказалось не так однозначно.

К открытию театрального сезона после длительного перерыва тут же начал готовится легендарный ГАТОБ имени Абая. Однако запланированных выступлений артисты так и не провели. Оказалось, что в Алматы действуют отдельные правила. После торжественных анонсов выяснилось, что главный санврач города Жандарбек Бекшин разрешения на работу театров не выдавал.

«Дело в том, что 16 сентября вышло постановление № 53 главного государственного санитарного врача РК, в котором под пунктом 44 разрешена деятельность театров. Единственным ограничением было количество зрителей – до 50 человек. Чтобы начать свою деятельность мы зарегистрировались на портале infokazakhstan.kz и, получив разрешение, приступили к подготовке к открытию 87-го театрального сезона. 17 сентября в дополнение вышло постановление № 61 от главного государственного санитарного врача Алматы. В этом постановлении театры не были упомянуты ни в запретительной части, ни в разрешительной. Поэтому мы взяли за основу постановление главного санитарного врача РК. За день до открытия нас оповестили представители СЭС Алматы о том, что театры не могут осуществлять свою основную деятельность, так как Алматы не вошел в список городов, в которых разрешена театральная деятельность. Поэтому мы перенесли на неопределенный срок открытие сезона. Мы надеемся, что все разрешится в скором времени и в пользу искусства», – рассказала директор театра Ая Калиева.

В государственных театрах, к счастью, вынужденный простой никак не сказался на зарплатах сотрудников. Быть может, поэтому разночтения между постановлениями санврачей здесь восприняли как досадную оплошность. Гораздо эмоциональней на запрет городского значения отреагировали режиссеры независимых театров. Они арендовали залы, технику и даже продали билеты на долгожданные постановки.

«Сейчас они работать нам не разрешили. Вы понимаете, как мы попали? Мы же заплатили аренду зала! За 1,5 часа продали все билеты на спектакль. У нас же транспортировка техники, монтаж света, репетиционные залы – это же не шутки! Многие ребята уехали в другие города к родителям, чтобы выжить во время пандемии. Они же сейчас вернулись в Алматы, чтобы выступать. Они где-то заняли эти деньги на билеты, на аренду жилья. Санврачи издеваются над нами! Мы же сейчас не окупаемся, но мы будем продолжать работать, даже если у ребят будут гонорары по 10 тысяч за спектакль. Мы согласны без масок никого не впускать, закупили санитайзеры, тепловизоры. Мы готовы все соблюдать. Мы просто хотим работать, потому что так дальше нельзя, люди умрут с голода. Куда идти артистам? Если они по 20 лет своей жизни потратили на то, чтобы стать теми, кто они есть. У меня большая часть артистов – танцоры, это люди, которые учились в хореографическом училище. Они же больше ничего не умеют делать. Чем думает эта страна? Сначала они дают разрешение, а потом не дают, и мы каждый раз платим аренду. Они, что, в игрушки играют? Артистам не на что жить. Кто доставщиками работает, кто – упаковщиками, кто пытается в клипах сняться. Бары и рестораны переполнены, в парках не пройти, не проехать, толпами люди гуляют в выходной день. Мы же можем обеспечить социальную дистанцию. Здесь мы можем определить количество людей по билетам, регулировать этот процесс. В отличие от других мест. Это же собачий бред! Они как будто специально делают все, чтобы убить культуру!» – возмущается режиссер независимого театра Лейла Жанибекова.

Режиссер сетует, что из-за запрета главного санврача без работы остался целый штат специалистов.

«Представьте сколько музыкантов, танцоров, фотографов, которые снимают нам афиши, шьют нам костюмы, делают нам реквизит, сколько постановщиков, хореографов, гримеров, которые задействованы в нашей индустрии. И сейчас все эти люди просто кипят и злятся. Дайте им возможность работать! Они, что, издеваются над нами? Мы ведь никогда ничего не просили. Мы всегда зарабатывали сами. С какой стати санитарные врачи сейчас определяют ситуацию? У нас, что, военное положение? Почему у нас нет права на труд, которое гарантировано конституцией? Что происходит в этой стране?» – негодует она.

Возмущение коллеги разделяет и директор театра «АРТиШОК». Анастасия Тарасова говорит, что о введении в Алматы отдельного постановления о запрете на работу театров их никто не уведомлял.

«Полный раскардаш у наших чиновников. Мы не можем понять, чем нам заниматься! Это же издевательство, что нет никаких официальных постановлений. Как только ты вывешиваешь свой репертуар, тебе сразу же грозят штрафом! С этим нужно как-то разбираться. В чем состоит этот детектив? Есть постановление, в котором главный санитарный врач страны разрешил театрам работать до 50 человек, и это общереспубликанское постановление. Почему-то у нас это трактуют по-своему и говорят, что это алматинских театров не касается. Они трактуют постановления, как хотят, при этом не давая внятных ответов. Почему постановление о запрете для алматинских театров не выходит сразу? Почему театры узнают об этом постфактум. Комментариев, на которых бы мы основывались, что нам что-то запретили, я с этим не сталкивалась! Сейчас мы должны платить за аренду зала, но никак не можем начать продажи билетов на спектакли», – утверждает Анастасия Тарасова.

По ее словам, из театра уже ушла значительная часть сотрудников. Одним искусством, как говорится, сыт не будешь.

С просьбой разъяснить причины ограничений на работу театров мы обратились в акимат Алматы. Ответ чиновников публикуем в полном объеме.

«Театры относятся к объектам культуры, следовательно, разрешены репетиции, но не официальные премьеры и выступления с присутствием зрителей.

В связи с тем, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости коронавирусной инфекцией в городе снижена, но расценивается как неустойчивая, данная мера была введена с учетом показателя заболеваемости и в целях дальнейшего контроля проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий, недопущения регистрации новых случаев заражения.

Также был принят во внимание и факт нахождения зрителей в закрытом помещении театров и кинотеатров в теечние часа и более.

Постановления главного государственного санитарного врача обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, субъектами предпринимательства независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Дополнительно разъясняем, что главный государственный санитарный врач территории (города, области) вправе самостоятельно принимать решения по введению или снятию ограничений в зависимости от эпидемиологической ситуации на вверенной территории», – говорится в сообщении Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматы.

В общем, безмерная забота. О нас. Небольшое уточнение: зачем репетировать, если выступать нельзя?  

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Вам будет интересно: