Осенний тенге: аналитики уверены в дальнейшем ослаблении нацвалюты

Автор: Сейтказин Ардак

Геополитические события вокруг России негативно скажутся на самочувствии тенге

Отравление российского оппозиционера Алексея Навального и митинги в Беларуси. Геополитическая обстановка накалена до предела, усиливается и риторика зарубежных властей – России грозят новыми санкциями. Рубль отреагировал на это молниеносным снижением курса по отношению к американцу. К тому же начали снижаться и цены на нефть. Как происходящие события отразятся на курсе нашей национальной валюты, разбирались корреспонденты Azattyq Rýhy.

Средневзвешенный курс доллара по итогам утренних торгов 3 сентября на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил 420,35 тенге. В сравнении с утренними торгами днем ранее, 2 сентября, национальная валюта подешевела на 2,22 тенге (418,13 тенге за доллар).

По сравнению с предыдущими скачками, зафиксированными в этом году, нынешнее ослабление нацвалюты выглядит незначительным. Помнится, январь начинался с отметки 382,59 тенге за доллар, а уже в марте и апреле мы наблюдали 448 тенге за «американца». Случилось это на фоне пандемии и снижения цен на нефть, которые достигли тогда своего критического дна. Ситуация начала выправляться ближе к лету опять-таки из-за выхода стран из карантина, восстановления спроса на черное золото и ограничения по добыче сырья.

Вот и получается, что казахстанцы, привыкшие к относительной стабильности за летний период, начали беспокоиться. А что, собственно, готовит нам осень? Тревожность усиливают ожидания, связанные со второй волной коронавируса, и геополитический негатив. Речь идет о России, чей рубль начал дешеветь. Если еще 1 сентября на Московской бирже доллар стоил 73,58 рубля, то на следующий день – уже 75,23 (плюс 1,65).

Удар российский рубль получил на фоне сообщений из Германии. По инициативе клиники Charite специальная лаборатория Бундесвера провела токсикологический тест. Специалисты нашли в организме оппозиционера Алексея Навального следы яда из группы «Новичок». Все произошедшее может повлечь за собой введение санкций против России.

Тут же зашатался рубль, а следом и его собрат – тенге. Увы, но самочувствие нашей национальной валюты прямо зависит от ситуации вокруг соседа, страдая, по сути, от рикошета. Вот и приходится нашим аналитикам все больше говорить о возможных санкциях против России, говоря о курсе валют внутри независимого Казахстана.   

Так вот, опрошенные нами эксперты не исключают того, что ситуацией вокруг отравления Алексея Навального может воспользоваться Дональд Трамп.

«В период предвыборной гонки президент делает все, чтобы получить как можно больше голосов. Для этого, как правило, делают разные вещи и много чего обещают. На предвыборной гонке четыре года назад Дональд Трамп обещал «голубым воротничкам» существенно повысить заработную плату. Речь идет о людях, которые работают на заводах и фабриках, и они голосовали за него. Что он пообещает сейчас, мы пока не знаем. Может, он скажет, что будет вводить новые санкции против России, чтобы заработать себе очки. Поймите, что Россия, Китай и США всегда между собой соперничают и конкурируют. Здесь, как говорится, все средства хороши: санкции вводят, разные механизмы давления», – говорит начальник отдела инвестиционного анализа брокерской компании «Astana Invest» Серик Козыбаев.

При этом второй удар рубль может получить из-за ситуации в Беларуси. В стране продолжаются мирные митинги, и урегулировать ситуацию у Александра Лукашенко пока не получается. Все эти события напрямую могут отразиться на РФ и косвенно на Казахстане. Опять-таки из-за пресловутой привязки тенге к рублю.

«У Казахстана с Беларусью практически нет торговых отношений, товарооборот между нашими странами низкий. Но с Беларусью у России очень тесные отношения, у них много общего – один язык, одна культура, одна религия. Российский рубль сейчас ослабевает, потому что белорусский рубль ослабевает. Все, что сейчас там происходит, сказывается на России. Еще и Владимир Путин говорил о том, что в случае чего он может вмешаться и оказать помощь, и это все может повлечь новые санкции. Это скажется на экономике страны, на рубле, а потом и на нас», – уверен Серик Козыбаев.

С другой стороны – Европа, которой прямо сейчас невыгодны санкции. Финансовый аналитик Арман Бейсембаев считает, что ослабевшая после пандемии экономика ЕС нуждается в РФ как в торговом партнере – основном поставщике нефти и газа.  

«Закрутить вентиль газовой трубы в Европе вряд ли смогут в ближайшей перспективе. Отказаться от российской нефти тоже вряд ли смогут, потому что переориентироваться на другого поставщика долго и трудно. Это надо считать рентабельность, цены. А Россия под боком, почему бы у нее не покупать. Поэтому серьезных санкций не будет. Даже если Европа договорится о поставке нефти из США, тоже здесь надо понимать, что по себестоимости она будет гораздо дороже, чем российская нефть. Люди достаточно адекватные, что в Европе, что в России, и они прекрасно понимают, какими последствиями это обернется. Политический вопрос должен решаться политически, а экономика тут ни при чем, и так было всегда. Есть шок, есть ожидания санкций, что-то могут ввести. Опять-таки введут санкции против должностных лиц из окружения президента России», – прогнозирует Арман Бейсембаев.

Геополитика, впрочем, дает краткосрочный всплеск. Фундаментальное же влияние сохраняют нефтяные котировки.

«Технически нефть дошла до определенных порогов, то есть мы знаем, что цены на нефть никогда не двигаются по прямой. Они всегда то растут, то падают, всегда движение идет по зигзагу. После апрельского дна рост на среднесрочную перспективу мы исчерпали. Теперь пришло время корректировок, что сейчас и происходит. Думаю, что мы остановимся на цене 30-35 долларов за баррель. В целом серьезного повода для сильного обрушения цен на нефть сейчас нет. Нет триггеров, которые двигают цены на нефть. Внешняя конъюнктура стабильная, экономики открываются», – считает Арман Бейсембаев.

При таком раскладе тенге снова подешевеет. Но, по словам экспертов, падение будет плавным.

«Осенью, к концу года ждем курс 430 тенге за доллар. Национальная валюта ослабнет. Предпосылок для укрепления тенге нет. Ослабление будет, но я не назову это громким словом «девальвация». Это будет в пределах 3-5% к концу года», – делится прогнозом Серик Козыбаев.

«Ничего плохого не ожидаем. Наши краткосрочные прогнозы стабильны. Сохранение цен на нефть на текущем уровне, и, соответственно, курс тенге на осень мы ожидаем в пределах 410-430 тенге», – считает экономист Мурат Кастаев.

«Техническая коррекция скорее всего отправит нефть в район 30-35 долларов за баррель. Это диапазон, который я жду. До конца года мы скорее всего будем двигаться в сторону снижения, и на этом фоне тенге может снизиться. Мы можем его увидеть в районе 424-430 тенге за доллар до конца года», – заключил Арман Бейсембаев.