Послание: о чем скажет Президент

Автор: Сейтказин Ардак

Политолог, экономист и общественные деятели поделились своими ожиданиями

Фото: ru.tazael.kz; akorda.kz; dalanews.kz; express-k.kz

Прошлогоднее послание Президента было как глоток свежего воздуха. Касым-Жомарт Токаев говорил о реформах и начал с самой главной – концепции «слышащего государства». То обращение было по-настоящему народным, оно стало ответом на запросы общества, часть которого к сентябрю 2019 года наглядно продемонстрировала: протестный электорат крепнет. Отсюда создание Национального совета общественного доверия, отсюда изменения касательно свободы публичного волеизъявления, в том числе посредством митингов, передает Azattyq Rýhy.

Кандалы бюрократии

Но все ли из упомянутого было реализовано на 100%? Согласитесь, ожидания были завышенными. Вот и экс-советник Президента, экономист Олжас Худайбергенов приводит свою неутешительную статистику: лишь 20-30% поручений главы государства реализованы.

«Прошлогоднее послание было блестящим, но, к сожалению, система госуправления давно стала настолько бюрократичной, что неспособна выполнять поручения в послании в установленные сроки, и в последние годы средний процент исполнения поручений без отклонений от формы и содержания составлял 20-30%, а все остальные либо существенно задерживались, откладываясь иногда на следующий год, а иногда по ходу искажались. Скажем, в прошлогоднем послании было поручение проработать механизм использования части пенсионных накоплений на жилье, и предполагалось в начале, что уже к декабрю все решат, но вопрос растянулся до августа, и вроде как решение объявят в новом послании. По сути, перед Президентом стоит задача как улучшить систему госуправления так, чтобы значительно сократить бюрократию, ущерб от которой вполне уже сопоставим с диверсиями военного времени. Если Президент объявит о создании нового госоргана, ответственного за реформы (например, обсуждается тот же АСПиР), и этот госорган будет подчиняться ему напрямую, а не правительству, значит реформам быть. Также люди хотят изменений в судебной системе, МВД и т.д., но посмотрим, что будет в Послании. Иногда бывает так, что в послании заявляется часть мер, а потом по ходу, внутри года, озвучивается продолжение мер», – написал Олжас Худайбергенов в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены).

В такой ситуации, безусловно, глава государства будет вынужден усилить личный контроль. Еще раз: если отбросить скептицизм, то в том же прошлогоднем послании было немало ответов, правильных ответов. Но бюрократическая махина до сих пор сковывает поступательное развитие, дискредитирует все то лучшее, рожденное в высоком кабинете.  

И тут мы в очередной раз с укором смотрим на кабинет министров и чиновников на местах. Именно им был адресован месседж о «слышащем государстве», но некоторые из них пропустили его мимо ушей. Им не то чтобы народ начать слышать, а поручения бы разобрать для начала.

Только представьте, что в идеальном Казахстане эту концепцию сразу же и все без исключения взяли бы на вооружение. Еще тогда, в сентябре 2019-го. Совершенно иначе мы бы жили в тяжелейших условиях карантина. В этой образцовой стране чиновники не только техническую сторону наладили бы, со всеми онлайн-приемными, но и в разы подтянули бы личное участие. Мы могли победить ковид еще в сентябре.

Но не достучались. Теперь новое послание Президента имеет еще большую важность. Стране необходимо с наименьшими потерями выйти из уже сложившейся тяжелейшей ситуации. Залатать дыры, прокормить нуждающихся. И речь не о 42 500.

Очевидно, что большая часть послания будет как раз об этом – о преодолении коронакризиса. В общем-то социальная политика всегда занимала основное место в выступлениях первых руководителей.

В то же время запрос на политические реформы еще не утолен. Было бы правильно докрутить разболтавшиеся в госуправлении гайки. Пусть не махом, но хирургическим путем.

Продолжить прошлогодний посыл о налаживании конструктивного диалога между властью и обществом. Лидеры гражданского Казахстана к разговору готовы, чего не скажешь об отдельных чиновниках. С этими слабыми, инертными, эгоистичными звеньями придется что-то решать. Иначе кандалы бюрократии не скинуть.   

Мнение

Так о чем же на этот раз будет говорить Президент? Мы опросили экспертов из разных сфер, чтобы попытаться уловить настроение Акорды.

Расул ЖУМАЛЫ, политолог:

«Сложно прогнозировать. Судя все-таки по прежним выступлениям, заявлениям главы государства, учитывая то, что они, как правило, всегда на злобу дня, реакция на нужды и требования общества, то главный посыл, наверное, будет заключаться прежде всего в сегодняшних сложностях, которые переживает Казахстан. Общество находится в достаточно сложном положении, это связано с прежними проблемами, такими как экономический кризис, финансовый кризис, безработица, другие социальные болезни. В 2020 году к ним присоединились новые проблемы, связанные с пандемией, связанные со снижением цен на главные источники благосостояния Казахстана. Я имею в виду нефть, газ, другое сырье. В этом плане, наверное, будут обозначаться все-таки текущая и перспективная политика властей по преодолению этих кризисных явлений в экономике, в социальной сфере, какая конкретно помощь будет и может оказываться народу. Я думаю, что вот эта социальная сторона и будет превалировать.

Следующий момент, о котором всегда говорил глава государства – развитие процесса по диалогу между властью и обществом, больше открытости государственных органов, центральных и региональных, перед простым народом. В этом плане, думаю, что будут заявления по углублению политических реформ, о которых Касым-Жомарт Токаев говорил в течение года. И за год немало было сделано. В обществе есть ожидания, что эти процессы будут продолжаться. Именно политические реформы способны стать главным мотиватором по возвращению доверия со стороны общества к властям. Пока у нас серьезный уровень недоверия к властным органам, высокий уровень протестных настроений. И мне кажется, что наверху это хорошо чувствуют, замечают и понимают. Поэтому, я думаю, что часть заявлений коснется политических реформ. Социалка, политика, внутренняя политика – пока я могу говорить только об этих моментах, но наверняка будет озвучено и перспективное видение на среднюю и долгосрочную перспективу, в какую сторону мы движемся, какую страну хотим построить. В этом вопросе Касым-Жомарт Токаев поделится своим видением, каким мы хотим видеть Казахстан через 5-10 лет. Подобные заявления мы раньше слышали. О том, что надо делать ставку на молодежь, на образование, на конкурентоспособность. Вот эти базовые моменты ожидаем, и их хотелось бы видеть».

Расул РЫСМАМБЕТОВ, экономист:

«В экономическом блоке послания, я думаю, будут заданы стратегические направления развития экономики.

Положа руку на сердце, ни одно из посланий Назарбаева или Токаева не было плохим. Это были хорошие послания. Везде были озвучены правильные меры, которые все же редко становились осуществленными мероприятиями. Ни одно правительство не выполняло заданий Президента даже на твердых 50%.

Если я правильно понимаю иерархию речей президентов, то послание – это высшая стратегическая степень. Поэтому я ожидаю направлений в сельском хозяйстве, где нужно навести порядок с земельным кадастром. Как оказалось, миллиарды долларов, выделенные на ирригацию, тоже ушли в никуда. Интересно будет услышать, что хочет поручить Президент с повышением бонитета земель.

Мы озвучиваем курс на импортозамещение, а значит Президент должен сказать о развитии межрегиональной торговли, чтобы производитель из Казахстана мог быстро и с минимальными потерями довести любой свой товар до любой точки страны.

Срок Президента близится к середине и, если мы хотим осуществить административную реформу, оживить акиматы, изменить административно-территориальное деление, дать регионам самостоятельности в инвестиционном климате, такие инициативы надо озвучивать уже сейчас, чтобы у Президента было время «обкатать» эту схему.

Логично было бы принять меры по поддержке региональных предпринимателей, чтобы олигархи не сильно «высасывали» экономические соки из регионов».

Зульфия БАЙСАКОВА, председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров»:

«Думаю, что Президент получил различные аналитические и информационные доклады, и я думаю, что какие-то системные вопросы начнут решаться. Я думаю, что речь пойдет о защите и поддержке семей, которые нуждаются. Им будет оказана не только поддержка, но и помощь в развитии со стороны государства. И я думаю, что это будут не разовые выплаты, а именно системные меры, которые бы позволили людям планировать свою жизнь. Очень хотелось бы, чтобы у каждой казахстанской семьи появилась уверенность в завтрашнем дне.

Думаю, что будут затронуты и вопросы бытового насилия, потому что этот вопрос как нескончаемая пандемия в нашем обществе. И, может, он скажет свое волевое решение не просто принять меры, а ужесточить наказание, криминализировать бытовое насилие, потому что оно мешает нам жить. Вот эти вещи я жду от послания Президента.

Также я думаю, что социальная поддержка будет направлена на детей. Это могут быть вопросы развития инфраструктуры по занятости и бесплатному досугу детей. Это и повышение образовательного уровня».

Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ, член Общественного совета Алматы:

«Я думаю, что особое внимание будет уделено антикоррупционной стратегии. Остановится, думаю, и на государственных органах, может, будет сделан акцент на деятельности Правительства, чтобы повысилась активность работы кабинета министров по росту экономики, какие меры они примут в это сложное время. Основной акцент будет сделан на экономическом блоке.

Ожидаем также и политических реформ.

Остановится на развитии МСБ. Может, будут затронуты вопросы о реформе налоговой системы, устранению административных барьеров для МСБ, нужно устранить все препоны. Самое главное, что человек занимается бизнесом, и нужно для них ввести фиксированный налог. Чтобы налоги бизнесменам было выгодно платить. Нужно налоговый кодекс сделать таким, чтобы его было выгодно платить. У нас много говорят о том, что бизнес нужно выводить из тени, а сами, наоборот, ужесточают налоговую нагрузку. Нужно сделать гибкую систему, чтобы предпринимателям было лучше уплатить. Сегодня в сфере торговли и услуг 3% от оборота по упрощенному налогообложению – очень большая ставка. Не более 1,5% они должны платить. Потому что 3% их уже толкают в теневой оборот бизнеса. Это же налог не от дохода, а от оборота, это большая сумма для нашего бизнеса в период кризиса.

Думаю, что может быть озвучен вопрос и о поддержке работодателей. Крупным компаниям, которые занимаются экспортом своих товаров, даже в ближайшие страны, нужно оказывать содействие в этом.

В рамках Евразийского союза у нас не все вопросы решены. Хотя такой союз, где не должно быть никаких препон. Но до сих пор есть препоны по перевозке грузов между Казахстаном и Россией. Если сегодня, защищая только работников и делать нагрузку на работодателя, мы можем потерять предприятия, они могут закрыться. Надо создавать условия как для работодателя, так и для работника. Например, льготным кредитованием поддержать. В этом отношении НПП «Атамекен» должен начать активную фазу работы.

Думаю, что будут озвучены также и вопросы здоровья нации».

Напомню, 1 сентября в 11.00 на открытии очередной сессии Парламента Касым-Жомарт Токаев выступит с ежегодным Посланием народу Казахстана. Пресс-секретарь главы государства Берик Уали уточнил, что Президент озвучит «основные цели посткризисного развития страны». Прямую трансляцию выступления будут вести все казахстанские телеканалы и основные радиостанции.