Горький опыт весеннего обучения в разгар карантина чиновников, похоже, мало чему научил
Говоря о горьком опыте, в первую очередь, мы имеем в виду постоянные весенние сбои в системах «Күнделік» и «Bilimland». О нервотрепке, которую пережили казахстанские родители, даже вспоминать страшно – все эти рассылки в соцсетях и мессенджерах с криками о помощи.
В МОН тогда сохраняли почти олимпийское спокойствие. Там прибегли к излюбленной тактике – игра с цифрами и кивок в сторону соседа. За цифрами скрывалось кратное увеличение числа пользователей, соответственно возросшая нагрузка на Сети; а кивок охватил «передовые страны», которые точно так же, в одном ряду с Казахстаном, переживали технические сбои. Логика очевидная: если уж у них проблемы, то нам-то куда тягаться…
Дрогнули в ведомстве лишь раз: под напором неоспоримых доводов министр признал наличие проблем с организацией дистанционного обучения.
Теперь, похоже, нас ждет вторая часть марлезонского балета.
Почему родители с опаской ждут 1 сентября? Корреспондент Azattyq Rýhy попытается выяснить на примере Алматы.
Итак, согласно информации Управления образования Алматы, в компьютерной технике нуждались 77 268 человек.
Школьных компьютеров оказалось недостаточно, потому было принято решение закупить дополнительную технику. Деньги привлекли из местного бюджета и резерва Правительства.
Но вопрос был решен лишь на бумаге. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы родителей.
Компьютеры и планшеты
Семья Жумагуловых, воспитывающая шестерых детей, проживает в Кенсае. Тут мало того, что нет ни компьютеров, ни планшетов, так еще и качество Интернета в отдаленном от центра районе оставляет желать лучшего. Все, на что могут рассчитывать школьники, так это два родительских смартфона. Да и те доступны лишь по вечерам – взрослые работают.
«Нам сказали, что планшеты, возможно, дадут в школе, но ничего подробно не объяснили. Не знаю, как дети будут учиться. Да и Интернет плохой. Я сразу предупредила, что мы сможем заниматься лишь по WhatsApp, к Zoom мы точно подключиться не сможем – Интернет не потянет. Сын идет в первый класс в этом году, но нам сказали, что в дежурных классах будут преподавать практиканты, а учителя будут проводить занятия онлайн. Поэтому решили, что он будет учиться дома», – рассказывает Ализа Жумагулова.
К вопросу доступности Интернета вернемся чуть позже, а сейчас обсудим гаджеты. В управлении образования отметили, что пока выдали 19 тысяч ноутбуков – это те, что были в школах и приобретенные за счет подушевого финансирования. Напомню: только по официальным данным, нуждающихся свыше 77 тысяч! То есть 48 тысяч школьников всю необходимую технику получат «чуть позже». В ведомстве подобную нерасторопность кроют железным аргументом: компьютеры и планшеты в Казахстане не производятся, а доставка занимает определенное время. Говорят, партиями будем завозить в Алматы. Призывают набраться терпения. Ждать.
А чего, спрашивается, вы делали все лето? Почему не готовили те самые партии, не доставляли всем без исключения согласно готовым спискам? Ведь в управлении утверждают, что указанные списки сформированы в каждой школе. Чего ждали? Ах, ну да, в казахстанских реалиях по-быстрому можно разыграть тендер на какие-нибудь вип-автомобили для полицейских чинов, но никак не для обеспечения детей компьютерами. Простите, запамятовали.
Продолжим официальной информацией. В ведомстве опять же утверждают, что в случае опоздания с заявкой на получение техники необходимо написать заявление. Как скоро ваш ребенок получит заветный компьютер, при этом вам не скажут – попросят потерпеть и ждать.
При получении техники вам необходимо подписать договор о временном пользовании. Идеальную картину от управления дополняет тот факт, что если у вас нет возможности забрать устройство самостоятельно в силу занятости, то вам его доставят на дом.
Интернет
Со всеми нюансами образовательных платформ снова придется разбираться самостоятельно. Как говорят чиновники: коллективно в групповых чатах. Они успокаивают тем, что учителя «проведут инструкцию по пользованию программами как с родителями, так и с детьми». Поживем – увидим.
Впрочем, первая реакция родителей уже последовала. Разумеется, негативная.
В рамках обучения дистанционному формату сами учителя презентовали родителям пробные уроки.
«Мы удаленно прошли курс, который называется «Учись учить дистанционно». Там были лекции, тесты мы сдавали и в конце нам дали сертификат о прохождении курса. На курсе дают ссылки на различные сайты, то есть учат как проводить видеопрезентации, вопросы этикета обсуждали. Также пробные уроки через Zoom проводили и в чат выставляли, чтобы посмотреть реакцию родителей, чтобы они поняли, как все будет работать. Уже многие говорят, что им неудобно. Но это требование МОН, будем заниматься по основным платформам, которые ими утверждены. Программу «Күнделік» обновили, в ней появились новые функции: как сохранить домашнее задание, как видео залить для учеников. Надо с этим всем разбираться, все лекции перечитать», – рассказывает учитель алматинской школы-лицея № 143 Ляззат Мусанова.
По доступу к Интернету чиновники тоже отчитываются оптимистично. Хотя по их же официальным данным, в крупнейшем мегаполисе страны сохраняются так называемые белые пятна. А чего тогда ждать от отдаленных аулов?
«У нас на 1 июня было 169 точек, мы решили вопрос по 132 точкам. Из этих 132 вопросов 42 точки были решены благодаря «Казахтелекому» – они смогли построить инфраструктурную сеть с установкой волоконной оптической связи. Также мы собрались вместе с мобильными операторами и решили, чтобы в провисающих районах по белым пятнам у нас хотя бы один-два оператора связи находились. Поэтому был использован момент, когда мы предоставляли SIM-карты и на основании них у людей была возможность подключаться к Интернету и взаимодействовать», – объяснил руководитель Управления цифровизации Алматы Баян Конирбаев.
Без Интернета в Алматы оставались 42 тысячи детей (!), судя по спискам, сформированным в школах.
«20 тысяч планшетов, которые будут приобретены за счет средств местного бюджета, будут с SIM-картой и бесплатным Интернетом на два месяца. Для остальных 22 тысяч приобретены SIM-карты. Списки формировались по заявлению школ. SIM-карты приобретены и уже передаются родителям. В SIM-картах Интернет на два месяца со специальным трафиком, где посещение отечественных образовательных платформ будет бесплатно для детей», – говорит руководитель Управления образования Алматы Ляззат Жылкыбаева.
Дежурные классы
А теперь рассмотрим вопрос офлайн-занятий. В Алматы открыты 193 дежурных класса, в которых будут обучаться 1 963 ребенка. При этом в акимате города уверяют, что детей практикантам доверять не будут.
«В соответствии с методическими рекомендациями министерства образования уроки в дежурных классах преподает учитель начальных классов, утвержденный администрацией школы. В соответствии с поручением акима Алматы с детьми, поступившими в первые классы школ города, будут работать квалифицированные учителя», – отметила Ляззат Жылкыбаева.
Напомню, чуть раньше многодетная мама Ализа Жумагулова рассказала, что ей прямо указали на то, что преподавать ее сыну-первоклашке будут практиканты. Отсюда последовало решение женщины оставить мальчика дома.
Но даже если вы решитесь доверить ребенка школе, далеко не факт, что там его примут с распростертыми объятиями. Алматинцы говорят о многочисленных фактах отказа в приеме. Причина кроется в банальной экономии: наши спикеры утверждают, что чиновникам невыгодно открывать полупустые учебные заведения.
«Я лично добилась, чтобы в нашей школе открыли дежурную группу. Сейчас в Facebook помогаю родителям, которым директора школ отказывают. Я им советую писать заявления, и чтобы им в письменном виде писали отказы и объясняли причину, потому что дежурные классы разрешены. А то, что чиновники говорят, что обошли все школы и никто из родителей не хочет ходить в школы – неправда. Понятно, что сокращают бюджеты, потому что им выгодно школы не открывать вообще. Вопрос открытия дежурных классов стоит остро, все соцсети шумят об этом. Что делать родителям, если не открывают дежурных групп? Родители, что, работать не должны? Стоит выбор, чтобы дети учились и голодали или не учились и не голодали», – рассказывает мама первоклассника Лариса Акользина.
Женщина упрямо твердит, что против дистанционки. Указывает при этом на нелогичные решения, которые принимаются в МОН. Лариса Акользина некоторые из мер, принимаемых ведомством, прямо называет смешными.
«В дежурных классах мы три дня ходим в школу и два дня у нас дистанционка на какой-то платформе «Сфера», и причем нам еще ничего не показали, никакой демоверсии не дали, чтобы нам понять, как все это работает. У меня ребенок будет три дня ходить в школу и два дня заниматься онлайн. Но я против дистанционки! Получается, что три дня они будут в школе, а два дня дистанционного обучения спасут их от заражения? Ну что за бред! Причем онлайн у нас будет урок физической культуры и музыки. Физкультура онлайн – ну что это? Смешные вещи предлагает наш МОН», – возмущается Лариса Акользина.
Но опять же в идеальном мире чиновников все прописано на бумаге. В акимате города уверяют, что учеников 1-2 классов школы обязаны принимать в дежурные классы. В случае отказа просят тут же звонить в городское уравление или районные отделы образования. В общем, бегать и отстаивать свои права самостоятельно. Как обычно. Самим чиновникам, видимо, не до контроля образовательного процесса. Может, тендерами какими заняты…
Кстати, ограничение по «дежуркам» существует лишь одно – детей в классе должно быть не более 15. Если желающих будет больше, то класс необходимо расформировать на отдельные группы.
Надбавки учителям и саннормы
«Учителям оплата будет начисляться за фактически отработанное время. Есть нормативный документ – постановление Правительства, где четко указывается, как сумма оплачивается. На основании постановления Правительства и будет осуществляться заработная плата учителю», – проинформировала руководитель Управления образования Алматы.
Говорят, все школы в преддверие нового учебного года прошли аудит. Полное соответствие всем саннормам было проверено, определен ответственный за соблюдение требований.
«Отменили кабинетную систему, для каждого ученика отдельная парта и отдельный стул. Разрыв между партами не менее одного метра, дезинфекция, везде должны стоять санитайзеры. И количество уроков – не более четырех. Индивидуальные учебники, индивидуальные канцелярские предметы для обучения, продолжительность урока – не более 40 минут. Во время перемен проводятся дезинфекция, проветривание, будут использоваться бактерицидные лампы. Учитель не ходит в учительскую, а будет постоянно с детьми, то есть это будет микромир.
Количество уроков – не более тре-четырех в день, и поэтому, я думаю, что четыре часа в маске ребенок выдержит, и смена будет каждые два часа, за этим будут следить учителя», – разъяснял ранее требования главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин.