Госслужащий считает обвинения в коррупции в свой адрес лживыми
5 июня в Уральске грянул скандал: обычный рейд по соблюдению карантинных мер превратился в конфликт и выяснение отношений. Владелец рестобара «Нават» обвинил в коррупции сотрудника акимата, якобы он вымогал деньги во время проверки. Госслужащий посчитал эти обвинения клеветническими и подал на бизнесмена в суд.
Что произошло в ресторане на самом деле, допустил ли бизнесмен нарушения и подтвердился ли факт вымогательства? В ситуации разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
В акимате Уральска сообщили, главный санврач Западно-Казахстанской области определил время работы объектов общепита – с 10:00 до 22:00. Соблюдение этого правила и других мер карантинного режима проверяют специальные мониторинговые группы, в состав которых входят представители акимата, городского филиала партии «Nur Otan», волонтеры.
5 июня мониторинговой группе поступило сообщение, что в рестобаре «Нават» проходят застолья после 22:00. На место выехали сотрудник акимата Аслан Жармуханов, член городской комисии партийного контроля «Nur Otan» Мурат Акбалаев и волонтеры.
«На объезде нам поступила информация, что в ресторане «Нават» мероприятие проходит. Мы выехали туда. Там были припаркованы три-четыре машины, это уже подозрительно. Мы стучались, минут 10 никто не открывал нам дверь. Персонал нас видел, они вызвали хозяина заведения. Мы вызвали сотрудников местной полицейской службы, потому что предчувствовали, что там клиенты есть. Для содействия их вызвали, потому что у нас уже были случаи, когда на нас оказывали давление сами клиенты, не то что хозяева», – восстанавливает хронологию событий Аслан Жармуханов, руководитель отдела информационных технологий и мониторинга госуслуг акимата Уральска.
Он сообщил, что через некоторое время приехали владельцы заведения и полиция. Вместе они зашли в рестобар.
«Дождались полицию и вместе зашли. Все прошли, посмотрели, клиентов не было обнаружено, но, оказывается, они клиентов вывели через задний вход. Когда мы зашли через главный вход, они их через задний вывели. На цокольном этаже и на террасе столы до сих пор накрытые стояли, время уже было 11 часов ночи», – рассказал сотрудник акимата.
Информацию о том, что клиентов действительно вывели через заднюю дверь, подтвердила одна из посетительниц рестобара. Девушка была в ту ночь на праздновании дня рождения. Интервью с ее признанием опубликовала у себя на странице в Facebook журналист Дана Дуйсекенова.
«На день рождения меня пригласила подруга. Мы собрались компанией, сидели. В какой-то момент к нам в караоке пришли, музыку выключили и сказали «Тихо». Официант забрала у нас у всех телефоны. Потом вернули нам и сказали «На выход!». То есть мы сначала подождали некоторое время, потом резко нам сказали уходить. По лестнице через кухню на цыпочках мы ушли», – призналась посетительница заведения.
После осмотра заведения мониторинговая группа проверила наличие средств защиты в ресторане. С запасами масок, перчаток и антисептиков все было в норме. После ревизоры заполнили акт о проверке объекта на соблюдение санитарных норм и попросили подписаться владельца рестобара.
«Когда акт был готов, они закрыли дверь и начали нам свои претензии высказывать, оскорблять. То, что они говорят насчет взяток – это клевета, это полный бред. Если эта женщина (супруга владельца заведения – AR) утверждает, что мы что-то вымогали, пусть предоставит видео с камер наблюдения. Максимум, например, на сколько я приближался к ней – один метр», – сказал партиец, член мониторинговой группы Мурат Акбалаев.
«Мы также проверили запасы перчаток, масок, антисептиков. У них все есть, все в соответствии, я составил об этом акт и просто попросил подписать его. И в этот момент они начали говорить «зачем акт составляете», «вы незаконно ходите», «деньги вымогаете» – начинают на ровном месте все это выдумывать. И это при том, что мы никого не штрафуем. У нас нет таких полномочий, чтобы кого-то штрафовать, протоколы выписывать. У нас просто разъяснительная работа и мониторинг. Если какие-то грубые нарушения есть, то мы письмо направляем в прокуратуру и СЭС. И все», – недоумевает сотрудник акимата Аслан Жармуханов.
На видео с полицейского жетона запечатлен момент, где мужчина советует владельцу заведения: «Сними на видео, завтра скажешь, что деньги вымогали. Скажи, что 100 тысяч просили». В ответ участковый пытается осадить его и предупреждает, что за ложный донос можно понести ответственность.
В видеозаписи также отчетливо слышно, что супруга хозяина рестобара несколько раз ссылалась на защиту со стороны пресс-службы Департамента полиции, а затем позвонила пресс-секретарю Департамента полиции Западно-Казахстанской области Болатбеку Бельгибекову, сказав, что звонит генералу.
«Хозяйка этого рестобара позвонила мне примерно в 12 часов ночи, пожаловалась на действия сотрудников, якобы они хамят, грубят. Я туда направил ночную поисковую группу «Сова». Выяснилось, что никто не грубил и не хамил. На видео она звонит якобы генералу, а на самом деле звонила мне, сказала, что они (мониторинговая группа – AR) ищут подоплеку, я ей ответил, что в мои компетенции все это не входит.
Мы когда вызвали их, они (владельцы заведения – AR) сказали, что не знали, что говорить, и решили просто напугать генералом. На самом деле ничего превышающего полномочий не было. Сотрудники действовали в рамках закона. На видео все записано», – подчеркнул пресс-секретарь ДП области Болатбек Бельгибеков.
Номер телефона, говорит пресс-секретарь ДП, возможно, остался у рестораторов с недавней акции. Бизнесмены тогда накормили полицейских на блокпосту. Тем временем сотрудник акимата Аслан Жармуханов намерен добиться справедливости через суд.
«Ладно, я понимаю, что человек сгоряча мог обвинять, но на следующий день он выкладывает это в Интернет и с такими заголовками, что я якобы взяточник, коррупционер. Это очень грубое обвинение в мой адрес. Поэтому я подал в суд на него. Потому что все паблики начали распространять это, мне начали родственники, мои друзья, коллеги со всех регионов звонить. До сих пор мне звонят люди – мои сослуживцы из других регионов, мои одногруппники. На всю страну меня взяли и опорочили. Поэтому я подал в суд», – заключил госслужащий.
Мы обратились за комментарием и к владельцу ресторана. Однако в телефонном разговоре он сослался на занятость и просил перезвонить.
Ромина МАКАРИМОВА