Коронавирус бушует в Павлодаре. Что стало причиной рекордного прироста зараженных?

Сейтказин Ардак
17.06.2020, 10:38

Несмотря на вспышку, контактным рекомендовали сдать тесты за свой счет

Фото автора, Ольги Бугаевой и пресс-службы областной больницы имени Султанова

В Павлодарской области резко растет число зараженных коронавируской инфекцией (КВИ), за последние две недели зарегистрированы 12 летальных случаев, но население упрямо повторяет: «коронавируса нет», а многие к тому же забывают соблюдать элементарные правила безопасности. С ситуацией постарался разобраться корреспондент Azattyq Rýhy.

Коронавируса нет. В этом уверено большинство населения Казахстана. Кто-то решил нажить состояние, прикрываясь псевдоболезнью. Доводы о том, что карантинные и ограничительные меры мешают не только простым людям, но и существенно подорвали экономику Казахстана, да и мира в целом, перестали внушать доверие. Некоторые министры и акимы полностью дискредитировали себя и подорвали собственный авторитет, сначала не выполнив обязательства по выплате 42500, еженедельно меняя условия ее получения, затем 15 тысяч за коммунальные услуги.

К примеру, с выплатами последних в Павлодарской области проблемы существуют до сих пор. Мы писали о них. Месяц назад людей попросили войти в положение и оплатить счета самостоятельно, мол, деньги поступят чуть позже, но они так и не были перечислены. Кроме того, населению по-прежнему проще сходить в «Open Pavlodar» на Кривенко, 25, чем подать заявку онлайн. Отметим, речь идет в том числе о пенсионерах и людях с инвалидностью. Вот вам и очереди, вот вам и безопасность.

В минувшее воскресенье о своем заражении КВИ рассказал глава Минздрава Елжан Биртанов. Накануне с этим же диагнозом был госпитализирован заместитель акима Павлодарской области Асхат Оралов.

Замакима, кстати, умудрился выложить в Instagram фото, где запечатлен вместе с упомянутым Елжаном Биртановым, оба они – без масок.

Спохватившись, чиновник, конечно же, удалит это фото. Но скрин у нас есть.

Нет ничего удивительного в том, что люди сняли маски, не соблюдают дистанцию, да и в целом перестали верить в коронавирус.

Удивляет другое. Если в марте, когда в Казахстане пошли единичные заражения, полиция регулярно отчитывалась о каждом фейке (тогда люди еще верили в COVID-19, и им постоянно мерещились новые зараженные), то, когда появилась информация о том, что якобы медики предлагают людям от 100 до 300 тысяч за положительный результат на коронавирусную инфекцию, стражи порядка никак не отреагировали на нее. Слух начал обрастать новыми подробностями и в итоге плотно засел в умах большинства.

К сожалению, эта злая шутка имела крайне неприятные последствия.

К примеру, в Павлодарской области число заражений растет буквально по часам. Прирост в области с 8 июня по 14 июня составил 39,5 %, в областном центре этот показатель равняется 70,5 %. Рост заболеваемости по Павлодару увеличился в 2,2 раза.

По данным Комиссии по нераспространению COVID-19, за прошедшие сутки (по состоянию на 16 июня) диагноз подтвержден у 14 мужчин в возрасте от 19 до 82 лет, одного подростка 2004 года рождения, а также у 19 женщин – от 22 до 83 лет. Во вторник была зарегистрирована 13-я смерть от КВИ (12 из них были зарегистрированы в течение последних двух недель).

Умершей оказалась жительница Экибастуза 1954 года рождения. У нее были гипертоническое заболевание, нарушение жирового обмена, эндокринные нарушения и доброкачественное новообразование. Заметьте, пожилая, но не старая женщина, и с заболеваниями своими могла бы жить и жить.

В провизорное отделение пациентка попала 13 июня. Она жаловалась на повышение температуры тела, на слабость, одышку, сухой кашель, боли в области груди. Результат теста на коронавирус она получила в тот же день и была переведена в инфекционное отделение. Состояние женщины было крайне тяжелым, поэтому ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

По словам медиков, с момента поступления пациентке становилось только хуже. Проводилась интенсивная терапия. Женщине оказали всю необходимую медицинскую помощь, но несмотря на это 14 июня она скончалась.

Комиссия всегда говорит о том, что медики оказали всю необходимую помощь. Но участившиеся летальные случаи могут сигнализировать о том, что у врачей нет чего-то крайне необходимого для лечения пациентов: может быть, и медикаментов, а может – элементарного доверия. Ведь не просто так пациенты в большинстве случаев обращаются за помощью в самый последний момент.

Этому тоже есть объяснение. В карантинном госпитале нет индивидуальных палат. В одном помещении находятся все, кто ожидает свой результат на COVID-19: и действительно зараженные, и те, кто имел схожие симптомы.

Павлодарец Евгений Хабаров в социальной сети еще в апреле подробно рассказал про свою госпитализацию в карантинный госпиталь. У него были высокая температура и подозрения на острую пневмонию, тест на коронавирус, к счастью, оказался отрицательным, но, пока молодой человек его ждал, он успел ощутить все «прелести» карантина.

«У нас нет питьевой воды, самого простого и необходимо, казалось бы.

В 6:00 мне давали выпить (точнее заглотить слюной) таблетку, так как нет питьевой воды…

Передачки мы получать не можем, мол, запрещено. То есть моя попытка сегодня утром заказать себе воды через доставку не была успешной», – писал он в Facebook.

Далее Евгений Хабаров назвал еще несколько минусов карантина, не забыв, уже в другом посте упомянуть работу медиков, отметив, что преклоняется перед ними.

«Они ходят в противочумных костюмах, которые почти не дышат. Постоянно в респираторах и пластиковых очках, в латексных перчатках и резиновых сапогах – ставят пациентам системы, выслушивают крики тех, кто недоволен, и делают остальную работу всю смену длительностью в восемь часов», – писал молодой человек.

Не удивительно, что после таких откровений близких и знакомых никто не хотел оказаться в карантинном госпитале. Люди, уже осознавая, что заражены, продолжали делать вид, что все в порядке.

Более того, по неподтвержденным данным, госпитализировали медики далеко не всех – людям с легкой формой разрешили изолироваться дома. Нужно ли говорить, что они не выполняли условия полной изоляции, выходя из квартиры, то вынести мусор, то купить хлеб.

В провизорных госпиталях и инфекционных стационарах все это время не хватало мест. Но говорить об этом открыто, тем более снимать и показывать, что люди лежат в коридорах, конечно же, нельзя. Пациентам запретили проводить съемку фото, аудио и видео под угрозами высоких штрафов и арестов.

Эту информацию СМИ получали из разных источников. Но поскольку не было никаких доказательств тому, все продолжали молчать.

Точную цифру коек на крайнем брифинге не смог назвать ни исполняющий обязанности руководителя Управления здравоохранения области (УЗО) Биржан Досмаилов, ни главный государственный санитарный врач Павлодарской области Замзагуль Дощанова.

Есть информация, что в провизорном стационаре, расположенном в городской больнице № 3, – 210 коек. Было ли так всегда – не уточняется. Известно, что на какое-то время (во время спада заболеваемости, после отмены чрезвычайного положения в стране) ее возвращали к привычной деятельности.

Инфекционный госпиталь находится в детской областной инфекционной больнице и рассчитан на 160 мест. Изначально сообщалось, что для зараженных предусмотрено 60 мест, остальные 100 – для ожидающих своего результата. Так ли это сейчас – тоже неясно. На вопрос, сколько у нас мест в провизорных госпиталях и инфекционных стационарах и где они, пресс-секретарь УЗО не ответила.  

Между тем по состоянию на 17 июня 2020 года в Павлодарской области зарегистрированы 424 (+41) случая заражения коронавирусной инфекцией. Несколько дней в регионе сохраняется прирост заболевших свыше 10%.

Путем решения несложных арифметических задач можно сделать нехитрый вывод – мест не хватает. Решением этой проблемы пообещали заняться в Управлении здравоохранения. Недостатка лекарств, по заверению руководителя ведомства, регион не испытывает.

Однако облздрав снова сумел себя дискредитировать. В последние несколько суток контактные все чаще стали поднимать вопрос о том, что несмотря на то, что у их близких подтвердился диагноз, никто не спешит проводить тесты им самим. Когда они поднимают этот вопрос, то им предлагают пройти анализ самостоятельно, платно.

Такое отношение к потенциальным разносчикам инфекции без зазрения совести можно назвать халатным. Власти на деле демонстрируют свое безразличие к судьбам простых людей. Но вместо того чтобы вникать в ситуацию, искать ее истинные причины и устранять их, глава региона Абылкаир Скаков сообщает, что принят комплексный план по борьбе с коронавирусом в регионе, в котором учтены все замечания по нынешней ситуации. При этом он не уточняет, что в него входит. Вряд ли в нем есть пункт о разрешении фото и видеосъемки в организациях здравоохранения для того, чтобы люди наконец своими глазами увидели и поверили, что коронавирус – не миф. Попутно ведь в объектив попадут неугодные кадры с условиями предоставления медпомощи.

Ульяна КИСЕЛЕВА

Вам будет интересно: