Неочевидным последствием вето может стать отключение интернета в Украине
Президент Польши Кароль Навроцкий наложил вето на законопроект о помощи украинским беженцам. Это решение может привести к тому, что с 1 октября положение сотен тысяч живущих в Польше украинцев сильно изменится, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Еuronews.
Глава государства разъяснил, что сделал так потому, что в финальный проект так и не попало положение, согласно которому право на пособие на детей имели бы только работающие украинцы.
Президент подчеркнул, что своим вето выразил несогласие с «преференциальным отношением к гражданам других стран по сравнению с гражданами Республики Польша».
Более того, глава канцелярии президента Збигнев Богуцкий заявил, что такой закон «может оказаться деструктивным и привести к росту социальной напряженности, а это не поможет в борьбе с Россией».
Речь идет о пособии «800+» — 800 злотых (примерно 188 евро), которые семьи имеют право получать на каждого ребенка до 18 лет. Пункт о том, что только работающие украинцы будут иметь на него право, вызвал острые дебаты в парламенте и в обществе.
Однако это лишь один из пунктов законопроекта, который охватывает все аспекты оказания помощи украинским беженцам и регулирует их правовой статус.
Срок действия предыдущего документа заканчивается 30 сентября. Президентское вето, по словам эксперта фонда «Украинский дом» Александра Пестрикова, означает, что с 1 октября почти миллион человек лишатся защиты и фактически окажутся вне закона.
«Однако директива ЕС о защите военных беженцев на территории Польши все же будет действовать, и это может несколько успокоить тех, для кого Польша уже 3,5 года является домом», — добавляет Пестриков.
В президентской администрации добавляют, что история с вето вообще никак не должна коснуться тех украинцев, которые легально работают и платят налоги в Польше.
Еще одним неочевидным последствием вето может стать отключение интернета в самой Украине: Польша предоставляет Киеву спутниковые терминалы Starlink и оплачивает их использование именно в рамках закона о беженцах, действие которого истекает в конце сентября.