Речь идет о тех, которые власти республики считают экстремистскими
Власти Республики Беларусь намерены привлекать к уголовной ответственности подписчиков Telegram-каналов, признанных «экстремистскими». Такую классификацию в последнее время получили многие оппозиционные каналы, которые активно освещали протесты в стране после выборов президента год назад, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Русскую службу BBC.
«Распространение (репост, перерепост), хранение экстремистских материалов и подписка на экстремистские ресурсы преследуются по закону!» – говорится в Telegram-канале Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) Беларуси.
В своем заявлении ГУБОП ссылается на принятое 12 октября постановление правительства «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» и статью 361.1 Уголовного кодекса РБ (Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы), которая предусматривает до трех лет колонии. Однако в самом ведомстве утверждают, что подписавшимся на запрещенные ресурсы грозит до семи лет заключения.
ГУБОП сопроводил свое заявление длинным списком Telegram-каналов, признанных в Беларуси экстремистскими (в основном речь идет об оппозиционных ресурсах). В этот перечень вошли десятки наименований, включая Nexta, «Беларусь головного мозга» и «Белсат».
Спустя пару часов после заявления от некоторых «Telegram-каналов из экстремистского списка» начали стремительно отписываться. Число подписчиков каналов Nexta и TUT.by сократилось на 5 тысяч человек и продолжает убывать.
После публикации заявления ГУБОП белорусские эксперты выразили сомнения, что силовые органы корректно трактуют нормы уголовного кодекса.
«До семи лет лишения свободы наказывается не вступление в состав экстремистского формирования, а его создание или руководство, что может относится только к создателям и руководителям Telegram-каналов, но никак не к лицам, которые подписались на эти каналы», – цитирует российского адвоката Антона Гашинского издание «Зеркало».
Антон Гашинский отмечает, что «для привлечения к уголовной ответственности требуется наличие цели – совершение преступлений экстремистской направленности, чего не будет у подавляющего большинства подписчиков этих Telegram-каналов».
Впрочем, другой эксперт, с которым поговорило «Зеркало», – лишенный лицензии белорусский адвокат Андрей Мочалов, признает, что применение этих норм на практике будет зависеть от того, как их трактуют правоохранительные органы и суды.
«Я опасаюсь, что по таким категориям уголовных дел будет иметь место оценочное суждение следствия и суда в дальнейшем», – говорит юрист.
Telegram-каналы активно освещали протесты, вспыхнувши в Беларуси после победы на президентских выборах Александра Лукашенко в августе 2020 года. Один из ведущих каналов Nexta (сейчас на него подписано более 980 тыс. пользователей) на пике протестов собирал сотни тысяч просмотров своих публикаций. В августе прошлого года, после президентских выборов, число читателей Nexta за несколько дней выросло с 300 тыс. до 1,8 млн человек. Вскоре власти обратили внимание на популярность этих ресурсов и начали обвинять их в экстремизме.
Под экстремизмом в Беларуси понимают деятельность, посягающую на независимость и целостность государства, оскорбление представителя власти и распространение ложных сведений о политическом и социальном положении страны (об этом говорится в Законе о противодействии экстремизму). В контексте протестной деятельности медиа-ресурсы и Telegram-каналы обвиняли в организации и призывах к демонстрациям и разжигании социальной вражды и розни.
В октябре прошлого года канал Nexta признали экстремистским, позже такая же участь постигла TUT.by и соцсети издания.