Бывший военный озвучил свои версии трагедии
Накануне весь мир потрясла новость из столицы Ливана, где прогремели два разрушительных взрыва. Погибших на данный момент больше сотни, свыше 4 тысяч человек получили ранения. Казахстанцы, находящиеся там, не пострадали. Власти страны назвали случившееся катастрофой. Согласно их заявлениям, взорвалась большая партия нитрата аммония, также известного как аммиачная селитра, хранившаяся на складах порта. Почему вещество, используемое как компонент во взрывчатых устройствах, внезапно детонировало? Что это – трагическая случайность или продуманный теракт? Об этом корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с полковником КНБ в отставке Аратом Нарманбетовым.
В морском порту Бейрута днем 4 августа прогремели два взрыва. Первый из них вызвал пожар и столб дыма, затем прогремел второй, намного мощнее. Взрывная волна разрушила сотни зданий, разбросала автомобили. Сейчас Бейрут напоминает зону боевых действий. На фотографии страшно смотреть – везде окровавленные люди, повсюду осколки и обломки.
Число погибших превысило 100, но жертв может быть намного больше – умершие остаются под завалами. Раненых – более 4 тысяч, больницы переполнены. Наше Министерство иностранных дел сообщило, что на учете в Ливане состоят 113 казахстанцев. Никто из них не пострадал. Незначительные ранения получил лишь консул нашей страны, когда находился в офисе. Другие сотрудники дипломатического представительства к моменту взрыва покинули здание, так как завершился рабочий день. Но сильно пострадало здание казахстанского посольства.
О точных причинах взрывов пока не сообщается. Известно, что на складах порта взорвались 2 750 тонн нитрата аммония, которые хранились там уже шесть лет без соблюдения мер безопасности. Опасное вещество было конфисковано с судов и хранилось на складах с 2014 года.
Экс-полковник КНБ Арат Нарманбетов рассказал, что аммиачная селитра используется в качестве взрывчатого вещества. Он особенно взрывоопасен при контакте с огнем или горючими материалами.
К условиям хранения этого опасного вещества предъявляются строгие требования – помещение должно быть пожаробезопасным, в нем запрещено устанавливать какие-либо трубы, вытяжки или другие каналы, где могут накапливаться взрывоопасные вещества. Такие вещества зачастую привлекают террористов, говорит эксперт.
«Аммиачная селитра – это основной компонент взрывчатого вещества. Такой объем может очень привлечь террористов, чтобы подорвать их и массовые человеческие жертвы устроить. То, что вещество хранилось рядом с жилыми районами – это полное головотяпство. В городах такие склады вообще нельзя держать. Надо учитывать, что это одна из горячих точек, этим могут воспользоваться террористы. Местные власти недоглядели», – утверждает полковник КНБ в отставке.
После взрыва аммиачной селитры в атмосферу могут выбрасываться токсичные газы, в том числе оксиды азота и аммиак.
«Очень большой ущерб окружающей среде нанесен однозначно. По всему городу рассеялись клубы дыма. Это повлияет на дыхательную систему людей, возможны химические ожоги. Бейруту нанесен колоссальный ущерб», – говорит наш собеседник.
Бывший военный сравнил эти взрывы с почти похожей трагедией в Арыси, где в июне прошлого года прогремели похожие взрывы.
«В Арыси в основном боеприпасы взрывались. Конечно, тоже был сильный ущерб. Но я считаю, что взрывы в Бейруте были намного мощнее, потому что взорвалось чистое взрывчатое вещество. По последствиям и по жертвам эта трагедия крупнее», – говорит он.
Эксперт считает, что надо рассматривать две причины случившегося – теракт и технические работы. По неподтвержденным сведениям, в порту велись сварочные работы, во время которых загорелся склад с пиротехникой, после чего огонь перекинулся на соседние склады с селитрой. Но подтверждений этой информации, подчеркнем еще раз, нет.
«Предварительно надо отрабатывать версию теракта. Такие большие объемы взрывчатого вещества очень могут их привлечь, а район, где произошел взрыв, густонаселенный. Я больше склоняюсь к этой версии. И вторая версия – технологическая. Возможно, не уследили, детонация какая-то произошла. Но эта версия маловероятная, думаю, что это был теракт», – пояснил Арат Нарманбетов.
Однако ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за взрывы. Военизированное движение «Хезболла», которое обвиняют в убийстве премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 году, отвергает все обвинения в теракте. Израильские власти также отнекиваются от обвинений. В последнее время, напомним, обострилась ситуация на границе Ливана с Израилем.
В целом Ливан в последние месяцы переживает острый экономический кризис, который усугубила пандемия. Его называют самым глубоким кризисом после гражданской войны, продолжавшейся в стране с 1975-го по 1990 год. На улицах не стихали демонстрации. Люди обвиняли власть в том, что она заботится лишь о собственном богатстве и не может провести необходимые стране реформы. В Ливане периодически происходят отключения электричества, здесь недостаточно питьевой воды, медицинские службы истощены. Такая ситуация может привести к социальным напряжениям и экономическому коллапсу.
«В Ливане и так ситуация обостренная была. Не сравнить с Ираком или Сирией, конечно, но обстановка в Ливане была очень острая. Она может усугубиться после этой трагедии. Могут волнения начаться и экономический кризис, конечно», – заключил Арат Нарманбетов.
Ромина МАКАРИМОВА