Детали приговора озвучили в суде
Сегодня, 25 июля, межрайонный суд по уголовным делам города Астаны огласил приговор в отношении Перизат Кайрат и её матери Гайни Алашбаевой, обвинённых в масштабном мошенничестве и легализации преступных доходов, передает Azattyq Rýhy.
Их обвиняли по трем эпизодам мошенничества (по п. 2 ч. 4 ст. 190), а также в легализации денег (по п. 1 ч. 2 ст. 218) и (п.3) ч. 3 ст.218 УК), совершенных группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в особо крупном размере
4 октября 2021 года К. путем подделки учредительных документов зарегистрировала общественное объединение «Biz Birgemiz Qazaqstan 2030», специально подобрав наименование, схожее с наименованием легально действующего фонда «Biz Birgemiz Qazaqstan».
Затем К., действуя в группе лиц по предварительному сговору со своей матерью А., неоднократно призывала общественность к сбору денег под предлогом оказания благотворительной помощи нуждающимся, в том числе детям и взрослым, пострадавшим при паводках и в Палестине.
Так, в период с ноября 2021 года по октябрь 2023 года К. и А. под предлогом строительства реабилитационного центра, оказания помощи детям-инвалидам и организации общественных мероприятий обманным путем собрали и похитили 126,7 млн тенге.
С ноября 2023 года по апрель 2024 годапод предлогом оказания помощи населению Палестины К. и А. путем обмана осуществивсбор, похитили 559,1 млн тенге.
С 1 апреля по ноябрь 2024 года, во время действия в Казахстане режима чрезвычайной ситуации, под предлогом оказания помощи пострадавшим при паводках К. и А. обманным путем осуществлен сбор 2,8 млрд тенге, которые они похитили.
Таким образом, общая сумма похищенных денежных средств К. и А. составила 3,5 млрд тенге.
Поступавшие в ОО «Biz BirgemizQazaqstan 2030» денежные средства К. переводила на свои личные счета и счета А.
К. и А. неоднократно легализовали преступный доход путем приобретения цветочного бизнеса и заключения фиктивных сделок.
Кроме того, похищенные денежные средства К. и А. тратили на приобретение дорогостоящих недвижимости, автомашин, украшений, одежду, мебель, путешествия, оплачивали услуги ремонта и прочее.
На основании итогов судебного следствия К. и А. признаны виновными в совершении инкриминированных им преступлений.
Вина подсудимых доказана показаниями потерпевших, представителей потерпевших, свидетелей, заключениями экспертиз, вещественными доказательствами и материалами уголовного дела.
Прокурор просил назначить наказание подсудимым:
К. в виде 10 лет лишения свободы, А. – 8 лет лишения свободы.
Подсудимые К. и А. вину не признали, просили оправдать их.
Санкции ч. 4 ст. 190 и ч. 3 ст. 218 УК предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и относятся к категории тяжких преступлений.
Совершенные преступления, по мнению суда, отличаются особой циничностью, подрывают основы казахстанского общества-толерантность и сострадание к нуждающимся, порождают сомнения у наших граждан в необходимости благих дел.
Отягчающим ответственность и наказание обстоятельством является совершение уголовных правонарушений в условиях чрезвычайной ситуации.
Смягчающих обстоятельств не установлено.
Причиненный потерпевшим материальный ущерб не возмещен.
Осужденные лишены права заниматься деятельностью, связанной со сбором благотворительных пожертвований, сроком на 10 лет (максимальный срок, предусмотренный законом).
Конфисковано имущество, приобретенное на похищенные деньги:
Гражданские иски потерпевших удовлетворены.
Приговор не вступил в законную силу.