Эксперты рассказали о финансовых ловушках в Сети
Покупки в Интернете в условиях чрезвычайного положения и карантина стали обыденностью. В режиме онлайн казахстанцы заказывают практически все: ресторанные блюда, продукты питания, товары народного потребления, бытовую технику и многое другое. Но в погоне за качественным товаром по низкой стоимости можно попасть в ловушки мошенников, которые активизировались в период пандемии коронавируса, передает Azattyq Rýhy.
Эксперты Fingramota.kz рассказали, какие финансовые ловушки встречаются в Интернете.
Существует еще «недобросовестный маркетинг». Речь идет о распространенном сценарии покупок в Интернете, когда в достаточно агрессивной рекламе в соцсетях или на одностраничных так называемых, промосайтах предлагается приобрести товар с большой скидкой, но времени на покупку дается мало. К примеру, предлагается на продажу чудо-прибор для кухни, который стоит 50 000 тенге, но со скидкой (еще и с таймером, сообщающем якобы о завершении этой «удивительной» акции через 50 минут) всего за 23 999 тенге. В действительности стоимость данного товара втрое ниже. Это нельзя назвать явным мошенничеством, но чтобы не переплатить в разы и не стать жертвой недобросовестного продавца, следует о нем знать.
Говоря о мошенничестве в электронной коммерции, следует классифицировать онлайн-платформы, с которых чаще всего совершаются противоправные действия с целью незаконной наживы. Это такие платформы, как:
Одностраничные сайты с сильно заниженными ценами, так называемые «сайты-однодневки».
Еще один популярный вид как фишинговых схем, так и прямого обмана покупателей – это сайты-клоны. Копии AliExpress, Wildberries, Amazone или крупных сетевиков – достаточно частое явление. Доверчивый пользователь может купиться на абсолютную идентичность внешнего вида сайта и совершить покупку. Чаще всего потенциальные «жертвы» подобных сайтов попадают к ним по непроверенным ссылкам.
Странички в социальных сетях, форумах, группах и сообществах – еще один вид платформ, на которых могут наживаться виртуальные воры. Часто для пущей заманчивости ничего не подозревающему человеку пускают пыль в глаза заранее подготовленным рядом положительных лже-отзывов о товаре.
Как показывает статистика, немало мошенников сидят и на сайтах частных объявлений. И не только в качестве продавцов, но и покупателей. К примеру, встречались такие случаи, когда по объявлению на одном из сайтов лжепокупатель звонил продавцу якобы с намерением перевести на карточку предоплату за машину, в качестве гарантии покупки и обещал приехать сразу же как сможет освободиться от дел. Якобы машина ему очень понравилась, и он твердо намерен ее приобрести. Позднее доверчивому покупателю звонили и просили сообщить номер карточки для перевода денег, код с обратной стороны карты и сообщить SMS-код для подтверждения перевода. Лжепокупатель, конечно, исчезал вместе с деньгами на карточке «жертвы».
Отсюда вытекает основное правило кибербезопасности: никому не сообщать данные своей карты, CVV/CVC – код и SMS-код.
Fingramota.kz рекомендует следовать простым рекомендациям во время интернет серфинга и онлайн-шоппинга: