$ 522.42  543.89  5.28
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Вернуть государству контроль над коммунальными услугами предложили в Казахстане

По мнению мажилисмена, бизнес не оправдал надежд по развитию услуг в коммунальной сфере

Вернуть государству контроль над коммунальными услугами предложили в Казахстане
Фото: parlam.kz

Коммунальные услуги, некогда изъятые из компетенции акимата и переданные в конкурентную среду, до сих пор реализовывались халатно. Такое заявление сделал депутат Мажилиса, руководитель фракции партии «AMANAT» Елнур Бейсенбаев. По его словам, в компетенции акимов городов и районов не осталось механизмов воздействия на сферу образования и здравоохранения, так как работу по озеленению, благоустройству, санитарии, управлению твердыми бытовыми отходами и содержанию дорог перевели в предпринимательскую среду, передает Azattyq Rýhy.

«Вы знаете, год назад наша страна была охвачена массовыми паводками. Мы стали свидетелями того, что в местных акиматах не было ни одной техники, даже простых инструментов. В результате, работы по предупреждению паводков были слабо организованы. После этого события мы направили в правительство конкретные предложения по упорядочению коммунально-хозяйственной политики местного исполнительного органа. Сегодня в регионах в первую очередь поднимают вопрос об отсутствии необходимых коммунальных ресурсов у акимов. При этом, в случае возникновения любой аварийной ситуации, социальной проблемы вся ответственность возлагается на акимов. В компетенции акимов городов и районов не осталось механизмов воздействия ни на сферу образования, ни на сферу здравоохранения», - заявил он.

Несколько лет назад коммунальная сфера были выведена в предпринимательскую среду в надежде, что бизнес все эффективно организует и рынок все отрегулирует, продолжил он. Однако работы были реализованы без учета административно-управленческой системы страны, производственно-предпринимательской культуры, инфраструктурных, географических и территориальных особенностей и других факторов.

Так, Бейсенбаев озвучил возникшие в результате системные проблемы.

«Во-первых, правительство приняло решение о передаче работ специальных коммунальных учреждений, которые занимаются озеленением круглый год, с высококвалифицированными специалистами и сильной материально-технической базой, не только в конкурентную среду, но и некоторым представителям общественности. В том числе, предпочтение отдавалось компаниям граждан с особыми потребностями. Вопросов по данной проблеме тоже достаточно. Ведь посадка саженцев, санитарная обрезка, содержание парков, проведение агротехнических и научно-исследовательских работ, инвентаризация и другие работы должны выполняться круглый год. А ежегодные конкурсы способствуют постоянной смене подрядчиков и препятствует регулярному проведению работ по озеленению. Это, в свою очередь, вызвало нарушение системности в коммунальной сфере и привело к несвоевременному выполнению указанных задач», - отметил депутат.

Такая ситуация сложилась и в работах по благоустройству и санитарии, продолжил он. К примеру, строительство детских и спортивных площадок, уборка дворов, дороги от снега, мусора ежегодно проводится компанией, выигравшей тендер, и зачастую у них нет опыта в этой сфере, добавил Бейсенбаев. И это приводит к травмам и даже гибели детей.

«Также сбор, транспортировку бытовых отходов в городах и районах разделили между собой несколько частных компаний. А местным акимам поручили организацию захоронения отходов и полигона. Как и прежде, единой системы, реализующей весь процесс, не существует. В связи с этим переработка твердых бытовых отходов находится на очень низком уровне. Так, 3-4 года назад в Мунайлинском районе Мангистауской области конкурсные процедуры были отложены из-за споров в суде, а вопросы санитарной очистки и благоустройства населенных пунктов не решались в течение 9 месяцев. Такие факты существуют и в других областях. Пока ситуация будет оставаться такой, рано говорить о раздельном сборе мусора, даже обычный вывоз ТБО станет проблемой», - заявил мажилисмен.

Эти проблемы привели к утере квалифицированных специалистов в отрасли, распаду единой системы, не формированию специализированных коммунальных бизнес-структур.

«Коммунальные услуги – это услуги, которые не выводят в конкурентную среду и не приносят прибыль, а только убытки. Мы считаем, что передача коммунальных услуг на рынок была неправильным решением. Снижение качества работы в этой сфере и коррупция в конкурсе создают социальную напряженность среди населения и вызывают частые протесты в центральных и местных органах власти. Практика передачи коммунальных обязанностей в предпринимательскую среду существовала и в развитых зарубежных странах. Однако, поскольку это было неэффективно, эти функции были возвращены государству. Так, в Германии, Франции, Великобритании, Канаде, США и других странах работами по озеленению, уборке мусора, благоустройству, содержанию дорог занимаются специальные государственные организации. Мы не против передачи государственных функций предпринимательской среде. Но важнейшие коммунальные услуги для государства и общества должны быть в распоряжении государства», - заключил депутат.

Елнур Бейсенбаев предложил законодательно восстановить городские и районные коммунальные предприятия по благоустройству и озеленению, вывозу и переработке твердых бытовых отходов, содержанию автомобильных дорог.

Он считает, что все коммунальные предприятия должны быть созданы в виде товарищества с ограниченной ответственностью со 100-процентным участием акимата и прямым финансированием из местного бюджета.

«Также необходимо обеспечить выделение финансовых ресурсов из средств РОП для укрепления материально-технической базы. Реорганизованные коммунальные предприятия должны ежегодно устанавливать свои тарифы в маслихате и ежеквартально отчитываться перед депутатами», - сказал Бейсенбаев.

Новости партнеров