В условиях пандемии, ЧП и карантина получить медуслуги стало гораздо сложнее
Страна борется с опасной болезнью. Тысячи медицинских работников брошены на передовую и трудятся, героически спасая казахстанцев, заразившихся COVID-2019. Но возникает вопрос: насколько полноценно в условиях чрезвычайного положения получают медицинскую помощь другие жители страны. К примеру, люди, страдающие хроническими заболеваниями, у которых случаются внезапные приступы, а также получившие травмы, заболевшие простудой или ОРВИ. Справляются ли государственные учреждения с потоком больных? Учитывая, что многие частные медицинские учреждения, куда люди могли обратиться за помощью, пройти в кратчайшие сроки обследование и получить назначения, закрыты. В проблемах оказания медуслуг в невиданных доселе условиях разбирались корреспонденты Azattyq Rýhy.
Пройти обследование и лечение в случае недомогания действительно стало сложнее. Есть проблемы с получением жизненно важных лекарств. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения казахстанцев в самых разных регионах страны.
«27 марта привезла свекровь в больницу, ей 72 года, у нее сахарный диабет и куча других болезней. Она в группе риска. В этот день были острые боли в области лопаток, потом начала отниматься рука. Давление сильно подскочило. Скорую вызвали, сказали, температуры нет, не возьмем, поставили укол и уехали. В приемный покой 1-й городской больницы приехали, просили, нам не нужна госпитализация, просто назначение сделайте. Ведь лекарства без рецепта никакая аптека не выдаст. Но столкнулись с халатным и грубым отношением врача, который отказал нам даже в осмотре, сказав, что не обязан принимать сейчас. Идите и лечитесь платно. В частной организации сказали, что запись только с 10 апреля», – рассказала жительница Усть-Каменогорска.
Только после шумных разбирательств уже другой врач, осмотрев больную, выписал назначение.
В редакцию AR обратился и житель столицы, страдающий ревматологическим заболеванием. Пациент нуждается в инфузионной терапии (внутривенное введение растворов с целью коррекции и/или лечения различных жизненно важных нарушений в организме).
«Дело в том, что лечение мне необходимо принимать каждые два месяца. И вот на середину марта выпал очередной прием лекарства. Я позвонил в Больницу медцентра Управления делами Президента. Там мне сказали, что учреждение закрыто на карантин. НИИ травматологии тоже оказался закрыт. А в частных клиниках, во многих из них, нет врачей соответствующей квалификации – здесь необходим опыт работы с биопрепаратами.
Один флакон лекарства стоит 180 тысяч тенге. За одну процедуру я принимаю три таких флакона. К счастью, в столице это бесплатно.
Я понимаю загруженность врачей, понимаю, что страна, как и весь мир, переживает не лучшие времена. Поэтому потерплю, чувствую себя нормально», – рассказал мужчина.
Жительнице Темиртау и вовсе пришлось лечить ребенка, у которого начался сильный кашель, народными средствами. Женщина утверждает, что неделю не могла дозвониться в поликлинику.
«Звоню в регистратуру, всю неделю трубку не берут. На входе в 4-ю поликлинику висит бумажка с номером телефона медработника. Позвонила туда, отфутболили меня, сказали в регистратуру звоните. Испугались. Вызвали неотложку, сказали обратиться в свою поликлинику, сами проинформировали медучреждение о вызове. Потом только пришла медсестра, просто горло проверила и все. Никаких назначений, ни антибиотиков, ничего. Сказала, что не имеет полномочий на это. Но зачем тогда пришла? Все, больше никто не приходил. Пришлось народными средствами лечиться. Ингаляции делать. Сейчас состояние улучшилось», – поведала Галина Шаровая.
И такие случаи, как выяснилось, не редкость. Люди сетуют на волокиту в медучреждениях, отсутствие препаратов, антисанитарию в помещениях, плохое питание.
Возмущения и недовольства казахстанцы выплескивают как на самих медработников, так и на страницах в социальных сетях, в надежде, что их услышат.
К примеру, всего за две недели, с 15 по 30 марта, на сайте «Казахстанская жалобная книга» негативные отзывы о работе больниц и поликлиник, а также отдельных медицинских работников оставили 119 пользователей. Это жители Алматинской, Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Туркестанской, Жамбылской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областей. В основном отрицательные комментарии касаются скорой, педиатрической, онкологической, гинекологической помощи.
«Не оказали помощь, пролежал в больнице трое суток, затем его выписали с инсультом. Человек умер»
«МРТ (магнитно-резонансная томография) не делают, говорят, не оплачено медстрахование»
«Инсулина нет, сказали»
«Детский врач нагрубила»
«В туалете антисанитария, даже мыла нет»
Разумеется, мы не преследуем цели очернить имидж медработников. В нашем представлении настоящий врач по призванию должен уметь общаться с пациентом, сострадать, слушать, понимать, любить в конце концов. Важно успокоить человека, который ждет от него помощи, согреть человека добрым словом, улыбкой, организовать адекватные и правильные обследования и назначения.
Так что же делать в сложившейся ситуации всем тем, кого коронавирус, к счастью, обошел стороной, но требуется та или иная медицинская помощь? Этот вопрос адресуем самим врачам во второй части материала.
Жанар АСЫЛХАНОВА