В Казахстане предлагают ужесточить ответственность лиц, работающих с государственными секретами
Комитет национальной безопасности РК в целях исключения угроз утечки государственных секретов или утраты их носителей прорабатывается вопрос усиления ответственности за нарушения в области технической защиты секретной информации и систематические нарушения режима секретности. Об этом, отвечая на запрос депутатов Мажилиса Парламента РК, членов фракции партии «AMANAT», сообщил заместитель председателя Комитета национальной безопасности РК Руслан Саркулов, передает Azattyq Rýhy.
Напомним, 9 октября на пленарном заседании Мажилиса депутат, член фракции партии «AMANAT» Марат Башимов обратился с депутатским запросом от группы депутатов фракции партии к генеральному прокурору РК Берику Асылову и председателю Комитета национальной безопасности РК Ермеку Сагимбаеву касательно вопроса по секретоносителям.
«Некоторые секретоносители «разгуливают» по всему миру, встречаются с руководителями зарубежных государств, иностранных структур. И при этом у общества складывается впечатление, что они не несут никакой ответственности и не принимаются никакие меры по контролю за распространением государственных секретов», – заявил Марат Башимов, обращаясь с депутатским запросом на пленарном заседании Мажилиса.
По его словам, сегодня допуск к государственным секретам имеют не только государственные служащие, но и многие представители олигополии, адвокаты, служащие квазигоссектора и другие физические лица.
«В соответствии со статьей 37 закона за ними юридически закреплены и ими приняты на себя письменные обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, составляющих государственные секреты. Нарушение данных обязательств влечет строгую уголовную ответственность – лишение свободы на срок до восьми лет.
Возникает вопрос: каким образом на сегодняшний день проверяется соблюдение ими обязательств по нераспространению государственных секретов? Прошу предоставить информацию по проводимой работе в данном направлении, а также позицию ваших структур по вопросу дополнительного урегулирования вопросов ответственности секретоносителей», – заключил депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT».
Заместитель председателя КНБ РК Руслан Саркулов, отвечая на депутатский запрос членов фракции партии «AMANAT», адрессованный Комитету национальной безопасности РК, напомнил о том, что в соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан «О государственных секретах» допуск должностных лиц и граждан Республики Казахстан к государственным секретам предусматривает принятие на себя письменных обязательств перед государством по неразглашению доверенных им сведений, составляющих государственные секреты, а также согласие на частичные и временные ограничения их прав.
Согласно статье 32 этого закона, должностное лицо или гражданин Республики Казахстан, допущенные или ранее допускавшиеся к государственным секретам, могут быть временно ограничены в своих правах, которые могут касаться права выезда за пределы Республики Казахстан (в том числе на постоянное место жительства) на срок, предусмотренный договором о допуске к государственным секретам.
«Взаимные обязательства администрации государственного органа и организации и оформляемого лица отражаются в договоре о допуске к государственным секретам. Таким образом, оформляемые лица подписывая указанный договор, добровольно берут на себя вышеуказанные ограничения и обязательства, и информируются об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или утрату их носителей, а также за иные нарушения режима секретности.
Ограничение в праве выезда за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, в служебные командировки и по частным вопросам действует в течение всего периода работы лица со сведениями, составляющими государственные секреты, и после прекращения работы с указанными сведениями продлевается на срок, предусмотренный договором. Порядок согласования выездов лиц, допущенных к государственным секретам, за границу, регламентирован требованиями Инструкции по защите государственных секретов Республики Казахстан», – отметил заместитель председателя КНБ РК.
В частности, согласно пункту 177 инструкции, выезд лиц, осведомленных в государственных секретах, за границу по частным вопросам производится по письменному согласованию с руководителем государственного органа или организации и подразделением по защите государственных секретов. В этом случае лицо, допущенное к государственным секретам, по словам Руслана Саркулова, не менее чем за семь дней до выезда заполняет на имя руководителя государственного органа и организации заявление (рапорт) с указанием страны (стран) и цели выезда, предполагаемых дат выезда и возвращения.
«Контроль выездов за границу лиц, допущенных к государственным секретам, осуществляется Комитетом национальной безопасности в рамках проверок состояния режима секретности в государственных органах и организациях, проводимых в соответствии с функциями, определенными в подпункте 1-1) статьи 9 закона (Комитет национальной безопасности Республики Казахстан и его органы координирует и контролирует работу по обеспечению режима секретности в государственных органах и организациях).
Так, за выезда за границу указанных лиц без согласования с руководителем государственного органа или организации предусмотрена административная ответственность согласно части второй статьи 504 КоАП (2. Нарушение установленных требований по обеспечению режима секретности лицами, допущенными к работе с государственными секретами или их носителями, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния)», – отметил заместитель председателя КНБ РК.
Контроль за соблюдением обязательств секретоносителей по нераспространению государственных секретов осуществляется Комитетом национальной безопасности в рамках мер по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты.
При этом к уголовной ответственности за разглашение государственных секретов или утрату их носителей привлекаются лица как допущенные, так и ранее допускавшиеся к государственным секретам, имеющие обязательства по нераспространению таких сведений (статьи 185 и 186 Уголовного кодекса РК). Наряду с изложенным, статья 504 Кодекса РК об административных правонарушениях распространяется только на лиц, допущенных к работе с государственными секретами, и не применима к лицам, ранее допускавшимся к государственным секретам.
«Таким образом, лица, ранее допускавшиеся к государственным секретам, несмотря на актуальность их срока ограничения в праве выезда за границу, указанного в договоре о допуске к государственным секретам, не могут быть привлечены к административной ответственности за несанкционированный (не согласованный) выезд за границу.
В целях устранения правового пробела, а также приведения в соответствие со статьей 32 закона, согласно которой ограничения прав касаются не только допущенных, но и лиц, ранее допускавшихся к государственным секретам, Комитетом национальной безопасности в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» инициирована соответствующая поправка в статью 504 КоАП. Указанное позволит привлекать к административной ответственности лиц, ранее допускавшихся к государственным секретам.
Также Комитетом национальной безопасности в целях исключения угроз утечки государственных секретов или утраты их носителей прорабатывается вопрос усиления ответственности за нарушения в области технической защиты секретной информации и систематические нарушения режима секретности, а также непринятие уполномоченными лицами и руководителями мер по устранению ранее выявленных нарушений)», – отметил Руслан Саркулов.
По его словам, указанные поправки видится целесообразным реализовать в виде отдельных частей статьи 504 Кодекса РК об административных правонарушениях с увеличением размера налагаемого штрафа.