Разрешить сельским учителям преподавать по «родственным предметам» просят депутаты

Ахметбеков Асхат
04.09.2024, 14:39

Для этого они просят разрешить педагогам пройти курсы переподготовки по смежным дисциплинам

Фото: istockphoto.com

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Юлия Кучинская обратилась с депутатским запросом от имени депутатов фракции партии к заместителю премьер-министра РК Тамаре Дуйсеновой, передает Azattyq Rýhy.

«Уважаемая Тамара Босымбековна! В ходе выезда в регионы в мой адрес поступило обращение от педагогического сообщества по вопросу признания сертификатов о курсовой переподготовке действующих педагогов «по родственным предметам» с дальнейшей возможностью преподавания смежных дисциплин», – сказала Юлия Кучинская на пленарном заседании Мажилиса в среду.

Так, по ее словам, в силу дефицита педагогических кадров в малокомплектных и удаленных школах учителя-предметники проходили переподготовку по «родственным предметам» и, опираясь на требования пункта 66 параграфа 7 приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов», на протяжении нескольких лет работали учителями-предметниками по нескольким «родственным предметам».

«Это позволяло решить проблему дефицита кадров и обеспечить полную нагрузку для учителя. Однако, на основании проверок ревизионных комиссий, преподавание педагогами предметов на основании сертификатов о курсовой переподготовке квалифицировано как нарушение. В отношении директоров школ были применены соответствующие меры взыскания», – отметила депутат.

По мнению Юлии Кучинской, введение запрета на преподавание смежных дисциплин педагогами, прошедшими курсовую подготовку (переподготовку), приводит к усугублению проблемы дефицита кадров.

«Во-первых, сохранившиеся в сельской местности педагоги теряют часовую нагрузку и, следовательно, заработную плату. Что в итоге приведет к оттоку кадров из населенного пункта. Во-вторых, еще больше усилиться проблема дефицита кадров и отсутствия педагогов по отдельным дисциплинам в школах. К сожалению, на наше обращение профильное ведомство предоставило нам подробную выписку из Закона «О статусе педагога»и разъяснение подзаконных актов по осуществлению педагогической переподготовки лиц с профессиональным образованием, не имеющих педагогического образования. А вот вопрос курсовой переподготовки педагогических кадров Министерство просвещения не готово решать самостоятельно, хотя в Законе «О статусе педагога» запрета нет и профессиональные стандарты допускают дисциплинарное пересечение. Но, судя по ответу министерства, если лица с профессиональным образованием могут пройти переподготовку в течении 6 месяцев и идти работать в школу с детьми, то вот профессиональный педагог не способен за шесть месяцев пройти переобучение и должен идти на второе высшее, чтобы иметь право преподавать смежные дисциплины. Из ответа профильного министерства следует, что данный требует обсуждения с Министерством науки и высшего образования. Но результата до сих пор нет, а учебный год уже стартовал», – обратила внимание она.

Учитывая вышеизложенное, депутаты-члены фракции партии «AMANAT» просят Тамару Дуйсенову рассмотреть данный вопрос с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе министерств просвещения, науки и высшего образования, труда и социальной защиты, и закрепить на уровне подзаконных актов право педагогов на прохождение курсов по переподготовке по смежным дисциплинам.

«А также, учитывая, что часть вузов уже предлагают и проводят курсы по переподготовке педагогических кадров, признать действительными полученные сертификаты. Ответ прошу предоставить в установленные законодательством сроки», – заключила Юлия Кучинская.

Вам будет интересно: