От офлайн-центров к искусственному интеллекту: как эволюционирует образование в Казахстане

Azattyq Rýhy
17.07.2024, 18:46

Мы поговорили со стартаперами в сфере образования

Фото из личного архива Адильхана Рахимбекова

Когда в 2020 году пандемия COVID-19 застала врасплох весь мир, Адильхан Рахимбеков и его партнер Азат Жасулан, сооснователи сети офлайн-центров дополнительного образования «Abay Academy», столкнулись с кризисом. Сотни учителей остались без работы, а тысячи учеников — без доступа к качественным образовательным услугам. Однако, несмотря на все трудности, команда не только нашла выход из сложной ситуации, но и смогла совершить прорыв в сфере онлайн-образования, создав революционный проект ab.ai. Этот проект использует новейшие технологии для персонализации учебного процесса, точно определяя пробелы в знаниях каждого ученика и предлагая только те видео-уроки, которые действительно необходимы. Сегодня миссия команды — сделать качественное образование доступным для всех — реализуется с использованием искусственного интеллекта, что позволяет достигать высоких результатов и изменять жизни тысяч учеников. Подробнее на Azattyq Rýhy.

По словам СЕО и со-основателя ab.ai Адильхана Рахимбекова, когда в 2020 году случился кризис, компания быстро запустила онлайн-созвоны на дому, и связывала учителей с учениками через ZOOM-звонки. Новый проект быстро развивался и через несколько лет был достигнут потолок в 500 ежемесячных продаж: на рынке труда уже не хватало стабильного потока учителей, и компания не могла открывать новые группы в большом количестве.

Решением стала новая бизнес-модель: записанные видеоуроки вместо прямых видеозвонков с учителями. Записал видео заранее - открыл доступ ученику, и учитель совсем не нужен. Как отмечает Рахимбеков, продавать стало можно в любом количестве.

«Результаты по продажам превзошли все ожидания, но качество обучение сильно упало. Если до этого наши ученики достигали академических целей в 87%, то по видеоурокам доля успешных кейсов не превышала 5%. В начале 2024 года мы начали искать новый метод, который включал бы себя преимущества масштабируемости и высокого качества одновременно. Так и родился новый проект ab.ai - с использованием новейших технологий мы научились точно определять пробелы каждого ученика и выстраивать персональный путь обучения. Каждый ученик начал получать только те видеоуроки, которые действительно помогут ему закрыть все пробелы, и он не будет тратить время на ненужные темы», - рассказал СЕО.

Миссией компании всегда было сделать качественное образование доступным. Однако, по словам со-основателя ab.ai, не все клиенты понимают метрики качественного образования. Система заточена под общие стандарты, каждый ученик на протяжении всего обучения сдает разные тестирования, и дополнительное образование заточено под подготовку к тестам. Такие дети достигают целей: поступают в выбранные лицеи и вузы, но впоследствии страдают от нагрузок и нехватки знаний, так как одно дело поступить, но другое дело удержаться.

«Мы также предлагаем нашим клиентам цели поступления, так как без этих клиентов привлечь будет сложно, но при этом стараемся давать реальные знания, и вся система обучения подстроена так, что дети очень много практикуются и запоминают изученный материал. Нас очень вдохновляет идея, что рано или поздно мы покажем высокие академические результаты наших учеников и докажем легкую масштабируемость этой идеи, и у системы образования не будет другого выбора, кроме как согласиться с нашим персонализированным подходом. Все дети разные - основа нашей идеи лежит в этих словах», - заметил Рахимбеков.

Адильхан рассказал, что вместе с командой они изучают самые популярные академические направления на любом рынке, как местном, так и зарубежном.

В Казахстане популярны курсы подготовки к ЕНТ у выпускных классов, и подготовка к различным лицеям, как НИШ, РФМШ, КТЛ в средних классах.

Сначала ученик выбирает для себя цель, например, подготовка к ЕНТ. Затем сдает короткий адаптивный тест, который позволяет за 20 вопросов понять область знаний ученика до 1000 тем. После чего алгоритм выдает подробную картинку по всем темам, которые ученик знает и все пробелы, которые могут ему помешать достичь академической цели

«Исходя из этих данных мы генерируем персональный учебный план с записанными заранее видео-уроками и задачами. Помимо уроков с каждым учеников еженедельно созванивается куратор и дополнительно помогает или мотивируют. Так же, на нашей платформе действует кешбэк система в виде реальных денег на детские банковские счета, которые можно получить при правильном решении задач», - рассказал Адильхан Рахимбеков.

Как уже отмечал ранее мужчина, проект решает самую основную проблему образования - персонализацию. В классах зачастую сидят от 20 до 40 школьников. Дети болеют-пропускают или же просто имеют разный темп восприятия информации. Пробелы детей, которые учатся в одном классе, сильно разнятся. Учителя из-за нехватки времени и ресурсов не успевают уделить всем должное внимание и поэтому рынок дополнительного образования растет из года в год. 

Данный стартап может помочь каждой школе, учителю и ученику определить персональный путь обучения, выдавать готовый учебный контент и генерировать задачи не отнимая время у учителя. Учителя смогут наконец выступать в роли кураторов образования, помогая и направляя детей, а дети смогут учиться самостоятельно.

«Мы в сфере дополнительного образования больше семи лет. Построили несколько успешных образовательных проектов. Входили в различные советы по развитию образования, в марте 2024 года стали героями обложки Forbes, как одни из самых молодых представителей среднего образования Казахстана. В команде много профессионалов из сферы образования, учебно-методические отделы, заведующие предметных кафедр и многие другие. Мы видим все проблемы изнутри и будем прилагать все усилия, чтобы помочь уменьшить их количество», - рассказал Рахимбеков.

Всю технологию и новый подход команда создавала благодаря обратной связи от своих клиентов. Их просто спрашивали, что им нужно и с какими проблемами они сталкиваются, когда пытаются решить проблему образования своих детей.

«Никогда не нужно полагаться на свои ощущения, каким бы опытом ты не обладал. В конечном итоге твоим продуктом будут пользоваться твои клиенты, поэтому важно спрашивать у них что им нужно с самого начала, при этом нужно использовать свои знания в области новых технологий или методики обучения как инструмента помощи», - отметил мужчина.

Сейчас команда ab.ai активно записывает видеоуроки, расширяя продуктовую линейку, так как у них, как признался со-основатель, большая очередь ожидающих учеников. Проект планирует охватить все основные предметы со 2 по 11 классы в Казахстане, и в ближайший год выйти на рынок Узбекистана.

«Успех любого бизнеса измеряется количеством выручки, ведь клиент голосует деньгами. Мы прибыльный проект, ни разу не привлекавший инвестиций извне, и это о многом говорит. Сейчас мы постоянно смотрим за метриками перехода клиентов из месяца в месяц, на процент завершения курса, количество выполненных заданий и конверсию достижения академических целей», - рассказал Адильхан.

Полную поддержку для развития команде дает Astana Hub и акселерационная программа Silkway (Google for startups): все актуальные знания по развитию стартапа; помогают налаживать связи с людьми, которые могут им помочь вырасти; оказывают информационную поддержку.

«Поддержка со стороны Astana Hub ограничивается лишь нашими собственными запросами, поэтому сейчас мы стараемся по максимуму мечтать и больше просить, так как такой шанс развития выпадает крайне редко. Инвестиций мы ещё не привлекали, но сейчас открываем первый раунд для быстрого масштабирования и выхода на новые рынки, поэтому мы открыты для предложений», - признался Рахимбеков.

Самый большой вызов для команды ab.ai - это правильно донести до клиента, чем они все-таки отличаются от имеющихся аналогов.

«Когда у тебя сложные технологии и методика - это сложно донести, поэтому мы пытаемся показать эффективность через качество и не боимся записывать на первое время с большой скидкой, чтобы клиенты сами могли оценить разницу. Это высококонкурентный рынок, образовательные проекты создаются и закрываются десятками каждый месяц, и тот факт, что наша команда делает это уже семь лет доказывает, что мы успешно преодолеваем все невзгоды», - поделился СЕО.

При разработке платформы клиентам дают «покликать» и проходить некоторые уроки на платформе, многим этот подход показался намного интереснее, учитывая подачу материала на реальных примерах или историях.

«Мы стараемся раскрывать математические темы через реальные примеры использования, чтобы у учеников было понимание для чего изучать ту или иную тему. Для родителей самое главное, чтобы ребенок был увлеченным и получал положительный эффект. Мы идем в сторону трансформации школьного образования. Планируем закрывать все потребности в обучении от школьного образования, в помощи обучения в университетах и даже устройстве на работу. Но это планы в долгосрочной перспективе. Ближайшие пять лет мы будем концентрироваться вокруг школьников и как можно быстрее масштабироваться», - рассказал герой нашей статьи.

Будущее команда ab.ai видит в микро уроках, так как мир становится быстрее на восприятие информации, но при этом нужно учить детей откладывать новую информацию в долгую память.

По словам Рахимбекова, возможно, в будущем будут популярны уроки через очки дополненной реальности - у каждого будет свой ИИ-ассистент, который будет подстраиваться под индивидуальные потребности.

Мы попросили Адильхана Рахимбекова дать совет начинающим предпринимателям, которые хотят создать стартап в сфере образовательных технологий, и вот, что он сказал:

«В сфере образования существуют тысячи вариантов заработать вам на хлеб с икрой, но только малая часть из них по-настоящему изменят мир к лучшему. Советую никогда не забывать о более великой цели, чтобы всегда было желание расти, иначе любой другой аналогичный продукт при больших бюджетах выбьет вас с рынка за считанные дни. Нужно всегда иметь отстройку от конкурентов и пытаться решать проблемы клиентов навсегда, а не на время».

Вам будет интересно: