Для решения проблемы буллинга нужны эффективные меры и комплексный подход с вовлечением всех участников школьного процесса
Буллинг долгие десятилетия остается проблемой для школ по всему миру. Более того, о нем пишут книги, снимают кино и сериалы, выпускают аниме и песни — то есть, своей актуальности травля не теряет, несмотря на борьбу с ней. Казахстан — не исключение, буллинг в учебных заведениях страны регулярно появляется в новостных заголовках и публикациях в соцсетях. Поэтому в казахстанских школах теперь внедряют антибуллинговые программы, а не так давно приняли закон, направленный на борьбу с буллингом. О том, для чего учебным заведениям нужны подобные программы и как их правильно внедрять, рассказала Замира Джунусова - заместитель руководителя психологического отдела фонда «Білім-инновация», эксперт центра QUNDYLYQ, магистр социальных наук, психолог-терапевт сенсорной интеграции по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, психотерапевт в модальности «транзактный анализ», передает
В борьбе с буллингом важна грамотная коммуникация
Замира Джунусова отмечает, что буллинг в школах Казахстана, как и в других странах, является серьезной проблемой, которая влияет на благополучие учеников и общее психологическое здоровье школьной среды. На основе своего опыта работы школьным психологом эксперт выделила несколько основных причин, по которым буллинг возникает в казахстанских школах:
Для решения проблемы буллинга, по мнению Замиры Джунусовой, нужны эффективные меры и комплексный подход с вовлечением всех участников школьного процесса. Однако работа с буллингом требует комплексного подхода, включающего в себя образование и поддержку как жертв, так и агрессоров, а также вовлечение родителей, учителей и школьной администрации.
При этом, реагируя на буллинг, важно не допускать ошибок, а именно:
«Мне приходилось работать с участниками школьного буллинга. Могу с уверенностью сказать, что грамотно выстроенная коммуникация с участниками буллинга и их родителями позволяет создать конструктивный диалог, который способствует разрешению конфликта и предотвращению подобных ситуаций в будущем. Но самое главное, как специалисту образовательной среды, важно учесть моменты, которых следует избегать: не проявляйте предвзятости или обвинений в адрес кого-либо; не начинайте беседу, не собрав полную информацию о ситуации; не забывайте о необходимости эмоциональной поддержки участников конфликта; неукоснительно следуйте принятому плану действий и не допускайте отклонений без веской причины», — подчеркивает Замира Джунусова.
Помогает ли в борьбе с буллингом новый закон
Отметим, что в Казахстане недавно приняли закон, регулирующий буллинг в школах, который направлен на защиту детей от агрессии и насилия. Он включает в себя несколько ключевых аспектов.
Буллинг — это травля: ребенок постоянно подвергается агрессии или насмешкам от других детей.
Школа должна защищать ребенка: в каждой школе должны быть правила и программы, которые помогают предотвратить буллинг и поддерживать пострадавших детей.
Учителя обязаны помогать: педагоги должны следить за ситуацией и вовремя вмешиваться, если видят признаки буллинга.
Пострадавших обязательно поддерживают: школы обеспечивают поддержку детям, которые пострадали от буллинга, включая помощь психолога.
Агрессоры несут ответственность: дети, которые занимаются буллингом, могут быть наказаны, а их родители будут привлечены к ответственности.
Принятый закон помогает создать безопасную и поддерживающую среду для всех учеников, но для его полноценной работы школам нужна антибуллинговая программа.
Что из себя представляет антибуллинговая программа
«Антибуллинговая программа школы направлена на создание безопасной и поддерживающей среды, где каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым. Она включает в себя образовательные мероприятия, методы выявления и реагирования на буллинг, а также меры поддержки пострадавших и работы с агрессорами. Важно вовлекать всех участников школьного процесса — учеников, учителей, администрацию и родителей — для совместной борьбы с буллингом», — подчеркивает Замира Джунусова.
В антибуллинговой программе у каждого участника образовательного процесса четко расписаны функции: например, учителя играют ключевую роль в образовании учащихся о вреде буллинга, мониторинге поведения и предоставлении поддержки. Классные руководители ближе всех знакомы с учениками и активно участвуют в выявлении инцидентов и проведении профилактических мероприятий. Администрация разрабатывает и внедряет политику борьбы с буллингом, координирует действия команды и обеспечивает поддержку школьного персонала и учащихся.
Внедрение антибуллинговой программы требует четкого планирования, обучения персонала, разработки политики и активного вовлечения всех участников образовательного процесса. Стоит начать с создания рабочей группы, которая будет отвечать за разработку, внедрение и мониторинг программы. В нее нужно включить учителей, администрацию, психологов и других заинтересованных сотрудников. Не стоит забывать о детях и активно работать с ними, чтобы они сами стали сторонниками безопасной и уважительной школьной среды.
Вместе с учителями и администрацией дети разрабатывают правила поведения и нормы, которые поддерживают уважение и толерантность в школе. Они вовлекаются в процесс выявления случаев буллинга через анонимные отчеты, анкетирование или просто обращение ко взрослым в случае проблем. Важно, чтобы дети обеспечивали поддержку и защиту своих соучеников, становились свидетелями и не молчали о случаях буллинга. А чтобы донести до учеников мысль о недопущении буллинга, педагогам нужно использовать доступный для них язык, примеры из их повседневной жизни и истории успешной борьбы с травлей.
Почему в антибуллинговой программе важен ценностно-ориентированный подход
По словам Замиры Джунусовой, ценностно-ориентированный подход играет ключевую роль в антибуллинговой программе, направляя участников школьного сообщества к общим ценностям уважения, толерантности и эмпатии. Он помогает создать культуру, где каждый учащийся и сотрудник школы осознает важность этих ценностей в предотвращении буллинга.
Программы на основе ценностей не только обучают правильному поведению, но и интегрируются в образовательный процесс, способствуя развитию позитивных межличностных отношений и созданию безопасной и поддерживающей среды в школе.
«Использование ценностно-ориентированного подхода в антибуллинговых программах демонстрирует положительные результаты в снижении случаев буллинга в школьных средах. Например, включение учащихся и персонала школы в формирование общих ценностей уважения, толерантности и поддержки способствует созданию более дружелюбной и безопасной образовательной атмосферы. Этот подход помогает участникам школьного сообщества осознать важность уважительного отношения друг к другу и активно противостоять случаям буллинга», — резюмирует психолог.