Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

О законе просто: где казахстанцы могут узнать о новых нормативных правовых актах

Муканова Айкен

Специфичный язык закона становится более понятным для простых граждан Казахстана

О законе просто: где казахстанцы могут узнать о новых нормативных правовых актах
Фото: © freepik.com

В социальной сети заработала страница Zan.onai для разъяснения на простом языке о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов (НПА). Об этом сообщил эксперт департамента праворазъяснения и координации Министерства юстиции РК Батырхан Еркебаев, передает Azattyq Rýhy.

«Зачастую мы узнаем об изменениях в законе или разработке какого-то нового закона только после их принятия. В тот момент, когда ничего уже изменить нельзя. Хотя, согласно закону, граждане Казахстана имеют право вносить свои предложения в тот или иной НПА на стадии его разработки», – сказал Батырхан Еркебаев в беседе с корреспондентом Azattyq Rýhy.

Для этого государством создан портал «Открытые НПА», чтобы учитывать мнение граждан, утверждает эксперт. К сожалению, не все граждане осведомлены об этом портале, негодует он.

«Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь как можно больше граждан к работе данного портала. В связи с чем нами создана и ведется Instagram-страница @zan.onai на казахском и русском языках. Чтобы разъяснить простым языком и в доступной форме о разрабатываемых проектах НПА с прямой ссылкой на этот НПА в портале «Открытые НПА», а также вовлечь граждан в нормотворческий процесс», – продолжил он.

Помимо этого, на странице публикуется и другая правовая информация в виде инфографик, видео-рилсов, инструкций, добавил Батырхан Еркебаев.

«Помимо Instagram мы прорабатываем вопрос представления правовой информации с помощью создания блока «Часто задаваемые вопросы-ответы» в системе «Е-өтініш», разъяснению законодательства доступным языком на сайте «Әділет» и Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов. Особенно наше внимание акцентировано на формирование правовой культуры подрастающего поколения, так как правовое воспитание начинается с раннего возраста», – отметил представитель Минюста.

В этих целях ведомство пересматривает содержание учебника «Основы права» в школах, сообщил он.

«Учитывая, что информация, предоставляемая учащимся, написана на «сложном» языке и не соответствует возрасту и «реальным» потребностям учащихся, что представляет собой немало трудностей в ее восприятии как для учеников, так и для учителей. Кроме этого, планируем пересмотреть методологию обучения по данному предмету в целом, проводить праворазъяснительную работу в рамках классных часов, дополнительных занятий, а также задействовать молодежные ресурсные центры для консультирования молодежи», – поделился планами эксперт.

Он также отметил, что не всегда в сельских местностях есть доступ к интернету.

«Предполагается основную правовую информацию размещать на стендах «Казпочты», сельской библиотеки, зданий сельского акимата, а также на радиостанциях и печатной продукции, распространяемой в сельской местности. Так, местные акиматы разместили справочную информацию о деятельности Правовой информационной службы Министерства юстиции с указанием контактных номеров телефонов. В целом, за первый квартал 2024 года предоставлены 39 582 консультации по правовым вопросам. Справочные службы работают круглосуточно без перерыва и выходных», - подчеркнул Батырхан Еркебаев.

Консультации ведут по единому контакт-центру – 119, WhatsApp, ИПС НПА «Әділет», консультации посредством виджета Виртуальный консультант (чат-бот), «119 Kenesbot».

«Для устранения цифрового неравенства в сельской местности прорабатывается вопроса открытия «Кабинета права» для ознакомления с действующими НПА с помощью ИПС «Әділет», с возможностью обращения на ресурс «E-otinish», обращения в Правовую информационную службу МЮ, методические рекомендации по использованию всех ресурсов. Это необходимо, чтобы жители своевременно получали информацию о новшествах в законодательстве», – отметил эксперт.

Также департамент праворазъяснения и координации проводит анкетирование, для большего доступа населения к разрабатываемым законам.

«Так мы узнаем, каким образом нашему населению лучше и легче всего получать правовую информацию. На сегодняшний день, участниками анкетирования стали 1 783 респондентов. 71,8% респондентов оценивают собственный уровень правовых знаний как средний, то есть имеют представление об основных законах и при необходимости могут найти ответ на интересующий их вопрос. А главным источником правовой информации для 83% граждан являются сайты и базы государственных органов; более 90% опрошенных считают, что повышение правовой культуры граждан нужно начинать с воспитания и обучения в средних и высших учебных заведениях», – сказал он.

По обратной связи отслеживается качество предоставления информации, то есть анализируется, как проводится консультация граждан, предоставляются ли полные ответы на их вопросы и удовлетворены ли ответом сами заявители, резюмировал эксперт.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.