В арсенале у экс-министра специалисты нашли множество методов для оказания влияния на присяжных и общественность
Открытый судебный процесс по делу бывшего министра нацэкономики, по сути, сорвал все маски – Куандык Бишимбаев, будучи загнанным в угол, показал свое истинное лицо. Но если рядовые казахстанцы судят о нем лишь с обывательской точки зрения, то узкие специалисты, к примеру, психологи, разбирают все куда детальнее – язык жестов, поведение, манеры и речь Бишимбаева в суде, по их словам, наглядно демонстрируют его тип личности, относящийся к «темной триаде». Каков же его психологический портрет, какие приемы он использовал для своего спасения и почему его стратегия защиты оказалась провальной, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
На протяжении почти двух месяцев во время суда, по словам психологов, Бишимбаев методично пытался выстроить свой портрет перед присяжными в наилучшем свете – спокойная и убедительная речь, интонация и мимика, вызывающие жалость. Однако делать вывод, опираясь лишь на эти факторы, не стоит – внешность зачастую бывает обманчива. Как утверждает вице-президент Ассоциации психологов Казахстана Любовь Федорова, за этой маской Бишимбаева прячется психопатический тип личности.
«Первые признаки психопатов – они очень коммуникабельные, активные, приятные в общении с окружающими, щедрые, занимающиеся благотворительностью, также у них есть еще нарциссический аспект. Но у таких людей все на контрасте: он может быть самым нежным, самым любящим, всегда тебя желающим. Он все для тебя сделает, любое желание просто по щелчку выполнит. Но если партнер начинает себя вести не так, как он ожидал, у них наступает обратное состояние», – пояснила Любовь Федорова.
Конечно, в воображении многих психопаты предстают в образе насильников и маньяков, однако на самом деле они могут искусно прятать свои темные стороны.
«Психопаты относятся к «темной триаде» личностей (сочетание трех типов личности – нарцисс, психопат, макевиаллист). Психопатия – это расстройство личности. Чем такие люди характеризируются? У них капитально искаженное миропонимание, у них проблема с любительской частью мозга. У них идут нарушения в мозгу, которые приводят к тому, что человек не понимает, что он делает больно другому человеку. Можно сказать, что его мозг даже радуется этому», – подчеркивает психолог Наталья Санарова.
Люди с таким типом личности, как утверждают специалисты, весьма умны и изворотливы. Поведение Бишимбаева в суде – яркий тому пример. Один из его приемов зрители могли наблюдать на каждом его выступлении в суде – он четко и уверенно уводил линию разговора в свою сторону, подчеркивают психологи.
«Он очень умно сделал – выбрал суд присяжных, чтобы своим разговором уводить присяжных, склонять их на свою сторону. У таких людей нет цельной картины, они берут какие-то моменты и расчленяют их на действия. Это приводит к запутыванию в данном случае присяжных. И это характеризует его линию поведения в суде. Вообще его задача была – просто выкрутиться, даже если надо очернить жертву. Мол, это она гуляла, пила, была эмоционально нестабильной. Он на нее все эти стрелочки перевел для того, чтобы другие люди сказали – оказывается она его, бедолагу, мучала, и он ее случайно убил. Это все типично для классического психопата», – убеждена Наталья Санарова.
Отличает таких людей и то, что они – искусные манипуляторы. Они тщательно изучают поведение своих партнеров, окружающих людей и используют это для собственной выгоды.
«Особый дар человека с психопатическим аспектом – это убедить оппонента, что во всем виноват он. Они обладают вот этим большим талантом – даром убеждения. Они очень легко могут убедить собеседника. Об этом можно судить уже по построению речи. К примеру, когда Бишимбаев говорил о том, как у них строились отношения, все – его уже прям жалеть хотелось», – подчеркнула Любовь Федорова.
При этом у такого типа личности напрочь отсутствует чувство вины. Угрызения совести их не мучают, поскольку их попросту нет. Поэтому в глазах Бишимбаева никто не увидел раскаяния, а сам он так и не признал вину.
«Такие люди не чувствуют сожаления. Его задача была – выкрутиться, желательно без срока. Вот эта речь его «Я не виноват, но я виноват» показательна», – говорит Наталья Санарова.
«Как Бишимбаев говорит, он так это и видит, потому что у него блокировано понятие вины, раскаяния. И если все окружающие ждут, что он раскается, то у него этого чувства нет. Скажем, в базовых настройках у психопатов это отсутствует. Я помню такой случай из практики, когда психопат сломал ногу своей жене. Я говорю: «Ну, и как же вина?». Он ответил: «Какая вина? Она даже не поняла, в чем виновата», – рассказала Любовь Федорова.
Психопатию специалисты считают довольно опасным заболеванием. Именно для окружающих, так как человек в момент агрессии и злости теряет контроль над собой.
«Если брать Бишимбаева, то, когда он себя не контролирует, то может причинить вред любому человеку, находящемуся в его поле. А если им попадаются девушки, которые начинают выступать против, то все, они просто не контролируют себя в этот момент. И чем слабее жертва, тем она больше его бесит. А когда у него нет своих сил, он хватает все, что попадается под руку. Такой тип личности как у него может и травматом выстрелить в глаз, в голову стрелять, кирпичом по голове, у них нет контроля в этот момент. Ему важно победить, уничтожить жертву, а потом начать ее спасать. И при этом, обратите внимание, как Бишимбаев в суде себя прекрасно контролировал, сидя за стеклом и понимая, что ему это невыгодно. Когда психопат хоть немного чувствует, что его накажут, он тут же шелковым становится», – пояснила Любовь Федорова.
Практически на всех судебных заседаниях Бишимбаев прекрасно себя контролировал, в том числе и на вынесении приговора. Вердикт в 24 года строгого режима он воспринял очень и очень спокойно. По словам психолога, на это есть несколько причин.
«Во-первых, это не первая его судимость. Во-вторых, у него нет столько эмоций как у ненарушенного человека. Он взрослый человек, который работал в правительстве, поэтому другой реакции на приговор не могло быть. Я думаю, его больше огорчило бы, если бы у него имущество забрали. Но у него ничего не забирали», – считает Наталья Санарова.
Многие врачи считают, что психопатия словно злой рок ведет человека к преступлению, если его вовремя не остановить. А сделать это можно лишь посредством терапии, когда человек учится вести себя по-другому.
«В терапии поведение меняется. А Бишимбаеву это было незачем. В моей профессиональной практике таких клиентов, как он, достаточно много. Прямо большое количество таких клиентских пар. И все – успешные люди, достигшие чего-то в этой жизни, значимые. Но мои клиенты, слава Богу, понимая, что с ними что-то не так, что они могут навредить, обращаются с этим, и я отправляю их к психотерапевту. Повторюсь: у меня много таких семейных пар», – поведала Любовь Федорова.
Похоже, больше всего людей с психопатическим типом личности там, где имеются власть, статус и деньги. Вкупе все это развязывает им руки. В таких парах самое главное для жертвы – не пытаться спасти таких людей. По словам психологов, от таких отношений лучше отказаться.