Имеющиеся проблемы накапливались годами, нужны комплексные решения – Асхат Аймагамбетов

Автор: Ахметбеков Асхат

По словам депутата, в настоящее время в Мажилисе рассматривается ряд законопроектов

Фото: parlam.kz

Оперативное устранение и предупреждение пожаров, наводнений, нарушений работы инженерной инфраструктуры и других масштабных проблем имеет системные ограничения. Они напрямую связаны с проблемами, которые накапливались в течение десятков лет. Такое мнение высказал председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, член фракции партии AMANAT Асхат Аймагамбетов, передает Azattyq Rýhy.

Мажилисмен в своем Telegram-канале перечислил 10 основных ограничений.

1. Уменьшение полномочий акиматов для решения коммунальных проблем: под предлогом «улучшения условий для ведения бизнеса» и «развития конкуренции», были закрыты специализированные учреждения, такие как райкомхозы и горкомхозы, занимавшиеся хозяйственной деятельностью. Теперь коммунальные хозяйственные работы приходится заказывать у частных компаний через конкурс. Но, как известно, процесс проведения конкурсов далек от совершенства.

2. Неэффективность процедур государственных закупок: процесс закупки акиматами хозяйственных услуг через конкурс может затягиваться на месяцы, а иногда и вовсе на годы, что сильно снижает его эффективность. Даже после подписания контракта нет возможности быстро поручить выбранной компании какие-либо срочные дополнительные задачи.

3. Переход многих водохранилищ и инфраструктуры в частные руки: с одной стороны это не позволяет выделять бюджетные средства на их ремонт. С другой стороны, законодательство не позволяет контролировать их и обязывать частных владельцев выполнять ремонтные работы. Стратегически важные объекты должны находиться исключительно в государственной собственности, это также отмечено в поручении Президента.

4. Снижение полномочий по проведению государственных проверок и принятию мер: после принятия Предпринимательского кодекса стало невозможно проводить проверки, будь то проверка ТЭЦ, водохранилищ или соблюдения норм трудовой безопасности. Можно сказать, что работа соответствующих инспекций также ослабла. Поэтому сейчас принимаются новые поправки и возвращается госконтроль по этим сферам.

5. Влияние неолиберальных идей: в свое время для стимулирования конкуренции были закрыты или приватизированы научные институты, занимавшиеся изучением этих проблем, финансирование оставшихся было переведено на конкурсную основу, что привело к потере стабильного финансирования. Эту проблему мы начали решать только при поддержке Президента с 2020-2021 годов, вводя механизм прямого финансирования и расширяя базовое финансирование.

6. Снижение эффективности системы государственного управления: это особенно заметно на региональном уровне.

7. Недостатки системы принятия решений: непринятие решений может привести к дисциплинарным взысканиям, максимум к увольнению. А если вы примете решение, то различные регулирующие органы могут интерпретировать по своему, что может привести уже к более серьезным последствиям. Четкое отсутствие дифференциации и давление правоохранительных органов усложняет процесс принятия решений. Многие руководители опасаются проявлять инициативу, легче нанять мобилографа, сделать красивые слайды, подписать какой-нибудь меморандум и заниматься проектами.

8. Кадровая проблема: дефицит квалифицированных специалистов  воспринимается большинством как подготовка университетами недостаточного количества кадров. Проблемы подготовки имеют место. Однако главная проблема заключается в том, что даже подготовленные специалисты, много их или мало, не желают работать по выбранным техническим специальностям. Более того, уже работающие специалисты уходят с работы. Уровень заработных плат и условий не придают привлекательности этим сферам.

9. Слабая связь между акиматами и центральными исполнительными органами: даже в части бюджетных отношений и управленческих вопросов между регионами и ЦГО существует множество разночтений и противоречий. Опять же, требует решения проблема развития местного самоуправления.

10. Важно говорить и об ответственности министерств: у них есть департаменты в регионах, специальные отделы, ответственные за организационные вопросы, а также назначенные инспекторы по каждому региону.

«Как вчера отметил глава государства, нынешние паводки еще и самые масштабные в новейшей истории. Это стихийное бедствие и в эти моменты важно сплотиться и решать проблемы сообща.

Имеющиеся проблемы накапливались годами, поэтому для их решения нужны комплексные решения. В данный момент большинство из этих вопросов уже решается. В Мажилисе рассматривается ряд законопроектов. Например, на днях в рамках поручения Президента был принят Закон «О государственных закупках». На рассмотрении законопроекты: по безопасности труда, где возвращаются и усиливаются функции инспекций по труду, по теплоэнергетике, возвращаются функции по проверкам и госэнергонадзору (ТЭЦ и др.) и так далее. 

Президент дал соответствующие поручения всем ответственным органам связанные с наводнениями, а также признал неудовлетворительным работу правительства и акиматов. Из-за системности и масштабности  проблем, глава государства был вынужден взять все в ручное управление», – подытожил Асхат Аймагамбетов.