Это приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал государственный аудит финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Астана LRT», передает Azattyq Rýhy.
По итогам аудита Правительству РК и акимату Нур-Султана рекомендовано рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта «Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)».
В частности, обращается внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные инвестиционные и эксплуатационные расходы в случае продолжения его реализации. Кроме того, указывается на то, что центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана.
Отмечается, что принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT.
«Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков эксплуатирующей компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации составит 99 млрд 380 млн тенге», – говорится в заключении Счетного комитета.
Напомним, изначально стоимость проекта строительства системы легкорельсового транспорта в Нур-Султане оценивалась в 1,8 млрд долларов США. В результате переговоров под государственную гарантию была привлечена линия займа от государственного Банка развития Китая в размере 1,5 млрд долларов США, из которых около 344 млн долларов США уже были использованы на строительство.
«В связи с проблемами, связанными с подрядчиками (это китайские компании), было принято решение пересмотреть схему финансирования, поскольку Банк (развития –AR) Китая приостановил финансирование по этой линии», – сказал заместитель премьер-министра РК – министр финансов РК Алихан Смаилов ранее журналистам.
Правительством РК было рассмотрено предложение акимата Нур-Султана о рефинансировании займа Банка развития Китая.
«В настоящее время проводится подготовительная работа по выпуску облигаций «Астана LRT» на внутреннем рынке на сумму 1,5 млрд долларов, из которых 344 млн (долларов США – AR) будет направлено на погашение взятого займа, а остальные 1,2 млрд долларов будут направлены на строительство», – пояснил Алихан Смаилов.
Затем аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал о том, что в результате отказа от китайского займа было сэкономлено 800 млн долларов США.