«Праздник, объединяющий народ»: как отмечают Наурыз в многонациональном Казахстане

Автор: Azattyq Rýhy

По словам Шерзода Пулатова, благодаря празднику мы духовно обогащаемся, а молодежь узнает все больше о традициях и обычаях

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото из личного архива Шерзода Пулатова

Этот весенний праздник разные этносы называют по-своему: Наурыз, Новруз, Новруз и даже Гульнавруз. Но какое бы название ему не давали, его смысл в разных культурах один – это обновление природы, приход весны и единство народностей. В Казахстане его отмечают более 130 национальностей. Все празднуют его практически одинаково, но в каждой культуре все же есть свои неповторимые детали. Именно о них в материале Azattyq Rýhy рассказал председатель Общественного объединения «Узбекский этнокультурный центр города Астаны» Шерзод Пулатов.

Следует отметить, что общественное объединение было создано был создан в апреле 2007 года. Его целью было заявлено возрождение, сохранение и развитие обычаев, традиций и языка узбекского народа, а также укрепление межэтнического согласия и толерантности в Казахстане, всестороннее взаимное обогащение культур народа страны. Узбекский этнокультурный центр организует и проводит различные мероприятия, направленные на пропаганду уазахстанского патриотизма и межэтнического согласия, культурно-массовые мероприятия и другие, активно участвует во всех городских и республиканских мероприятиях. Организация состоит из правления, совета попечителей, совета старейшин, молодежного крыла, творческих и художественных коллективов.

Традиции празднования Наурыза все тюркские народы передавали из поколения в поколение. Поэтому, учитывая, что у наших этносов одни корни, этот весенний праздник принято считать общим наследием, доставшимся нам от предков.

«Само слово «наурыз» происходит от персидского словосочетания, где «нав» означает «новый», а «руз» – «день». В центральноазиатских странах, у наших народов этот день празднуется для того, чтобы обозначить новый год, новую жизнь, день равноденствия. Этот праздник отмечался нашими предками издревле и всегда символизировал приход весны, нового года. Исторически мы знаем, что Наурыз празднуют узбеки, кыргызы, туркмены, таджики, каракалпаки, татары и так далее. Это все народы, которые у нас в Казахстане проживают. Также его празднуют в Турции, Иране. Поэтому Наурыз имеет статус, я бы сказал, международного праздника – праздника, который объединяет народности», – считает председатель узбекского этнокультурного центра города Астаны Шерзод Пулатов.

В Казахстане Наурыз тоже является праздником, объединяющим разные культуры, поскольку в стране проживают представители более 130 этносов. Его важность заключается еще и в том, что в нем содержится много элементов идеологического характера, ведь праздник позволяет не забывать о национальных традициях, приучать к ним молодежь и духовно обогащаться.

«Наурыз сегодня сопровождается рядом других мероприятий, начиная с Көрісу. Все это символизирует приход весны, нового года. Раньше люди после тяжелой зимовки, суровых холодов не все оставались в здравии, поэтому при встрече всегда спрашивали друг о другу о здоровье, о том, как перенесли зиму. Сегодня, конечно же, суровые зимы нам легче переносить, но все равно об этих традициях мы всегда должны помнить, передавать молодому поколению.

Также мы должны говорить, что Казахстану не всегда было легко, наша страна пережила много тяжелых испытаний. Сегодня благодаря сплоченности, правильному характеру наших предков, которые в тяжелые годы протянули руку помощи других народам и этносам, мы видим, что Казахстан сегодня – это благодатная земля. Поэтому сегодня человеческие качества казахского народа отражаются в сердцах и других этносов. И эти высокие морально-нравственные качества мы должны воспитывать в себе и передавать молодому поколению», – подчеркнул наш собеседник.

Сегодня этносы, проживающие в Казахстане, переняли у казахского народа много хорошего – традиции, обычаи, блюда. Однако помимо бешбармака и наурыз-коже к празднику они готовят и свои традиционные блюда. Отличительной особенностью является то, что все они в основном связаны с зеленью, поскольку Наурыз – праздник прихода весны.

«У узбекского этноса есть ряд особых блюд, которые готовятся именно с приходом весны и именно к Наурызу. Одно из таких блюд – сумаляк. Это особое блюдо, которое я сравнил бы по духовному содержанию с наурыз-коже, поскольку в сумаляке тоже содержится несколько ингредиентов – иногда доходит до 7 – которые являются олицетворением весны и Наурыза», – говорит Шерзод Пулатов.

Сумаляк готовится из проросшей пшеницы, сок которой выжимается, затем добавляются мука, масло, орехи. Все это варится на протяжении 24 часов. Чтобы блюдо не подгорело, в казан кладут чистые, отмытые камни. В итоге получается вкусная, сладкая каша.

«Готовится он обычно группой женщин. Они собираются, настраиваются на очень долгий период, так как до 24 часов сумаляк готовится. При готовке блюда женщины молятся Всевышнему, просят у него семейного блага, здоровья. На следующий день, когда блюдо готово, оно раздается всем участвовавшим в приготовлении и всем гостям, и таким образом празднуется приход весны», – отметил глава узбекского этнокультурного центра.

В узбекской культуре есть ряд легенд о появлении этого блюда. Одну из них Шерзод Пулатов поведал нашим читателям.

«История такова: в период весны в доме бедной женщины-вдовы не осталось ничего, что она могла бы приготовить. Ее дети плакали, просили кушать. Тогда она начала кипятить воду и сказала детям, что готовит еду. А на самом деле она хотела, чтобы дети уснули. В этот момент в дом входят два ангела и помогают ей приготовить блюда из найденной ею проросшей пшеницы. Они выжимают сок и учат женщину, как готовить это блюдо. К утру каша уже готова, дети радуются. Слово «сумаляк» в переводе означает «су» – вода, а «маляк» – ангел. Отсюда и название этого блюда. Такая вот легенда», – поделился Шерзод Пулатов.

После Наурыза это блюдо готовится еще на протяжении месяца. Его приготовление олицетворяет благо, достаток, приход весны и благодарность Всевышнему.

«Помимо сумаляка также готовятся пельмени и лепешки с зеленью – добавляются весенние травы. То есть везде стараются использовать зеленые травы. Также ни один праздник у узбеков не проходит без праздничного плова. Еще одно из блюд, которые на сегодняшний день готовятся, но редко – это халим, тоже своего рода как сумаляк, очень долго варится. Это блюда из мяса и пшеницы – оба ингредиента долго варятся, все это превращается в кашообразное состояние. Это тоже одно из блюд Наурыза», – рассказал наш собеседник.

Какие бы блюда казахстанцы ни готовили в этот день, в какую одежду ни облачались бы, факт остается фактом: Наурыз – это символ нерушимого единства, благополучия и дружбы всех этносов в стране. Этот великий день действительно объединяет людей вокруг традиционных ценностей. А у каждой национальности они одинаковы.