Наурыз объединяет разные культуры и народы – глава таджикского этнокультурного центра
Весенний праздник позволяет познакомиться с традициями народов, проживающих в Казахстане
Весна для любого народа является символом новизны, зарождения новой жизни после суровой тяжелой зимы. Поэтому основным весенним праздником во многих странах является Наурыз. Сегодня этот праздник играет огромную роль в укреплении дружбы и согласия в обществе, ведь в Казахстане его отмечают более 130 национальностей. Как празднует его таджикский этнос, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Возвращение весны несет большое духовное значение, символизирующее торжество добра над злом и радости над печалью. В Казахстане проживает много наций и для каждой этот праздник имеет особенное значение.
«Наурыз – это начало обновления, символ пробуждения природы. Само слово «наурыз» с персидского переводится так: «нав» означает «новый», «руз» – «день». В Казахстане проживают около 60 тысяч представителей таджикского этноса. Наши предки приезжали сюда с 30-ых до 50-ых годов. Мой дед приехал сюда в 50-ых годах. Уже несколько поколений здесь родились и выросли благодаря казахскому хлебу. Мы также чтим обычаи и традиции казахского народа. Мы здесь родились, выросли, живем в мире и согласии с представителями других этносов. А в Казахстане под единым шаныраком проживают более 130 национальностей», – говорит руководитель таджикского этнокультурного центра «Авиценна» города Алматы Юсуфжан Аминов.
Интернациональная семья Юсуфжана Аминова – яркий тому пример. Его дети учатся не только таджикским и казахским традициям, так как их мама Динара имеет турецкие и азербайджанские корни. Именно в такой атмосфере культурного обмена и живут все казахстанцы.
«Мы не только показываем свою культуру, традиции и обычаи, но и учимся, перенимаем другие традиции. И Наурыз – один из праздников, объединяющих нас всех, представителей всех этносов вне зависимости от веры, национальности. Наурыз объединяет разные культуры и народы», – подчеркнул он.
Представители таджикского этноса к Наурызу готовятся в течение месяца. В первую неделю занимаются уборкой дома, двора, ведь в новый год следует вступать не только с чистой душой, но и обновленной атмосферой вокруг.
«Даже если арычок где-то рядом забился, обязательно его вычищаем. Дом также полностью убирается, белится. Очищение всегда ведь начинается с нашего порога, с нашего шанырака. Также в этот день высаживаем деревья. Далее молодое поколение навещает старших, аксакалы дают свое благословение, все прощают друг другу старые обиды, просят прощения. Все обиды надо оставлять в старом году, потому что Наурыз – это новый год. А в новом году все надо начинать по-новому, духовно очищаться», – подчеркнул Юсуфжан Аминов.
В Наурыз в каждой семье накрывается дастархан с разными национальными блюдами, сладостями, традиционными напитками. У представителей таджикского этноса вся семья собирается за праздничным столом, который называется хафт-син. Традиционным ритуалом стало составление 7 «син»-ов – семь угощений и блюд должны присутствовать на столе. И во всех блюдах должны присутствовать ингредиенты, которые начинаются с буквы «с» (син). Причем стоит отметить, что атрибуты хафт-син не менялись с глубокой древности.
- Сабзе в блюде – это ростки пшеницы, ячменя, маша или чечевицы, символизирующие возрождение
- Саману – сладкий пудинг из зародышей пшеницы, символизирующий изобилие
- Себ – яблоко, означающее символ красоты
- Сенджед – дикая маслина, символизирующая любовь
- Серке – уксус, символизирует старость и терпение
- Сир – чеснок – это символ медицины и здоровья
- Сумах – специя, символизирующая восход солнца
Центральное место на праздничном столе занимает сумаляк – главное блюдо, которое готовят из проросшей пшеницы.
«Женщины начинают подготовку заранее. Они берут зернышки пшеницы и каждый день их поливают по чуть-чуть, чтобы они проросли. Причем эти ростки не должны расти больше недели или 10 дней. Если они вырастут большими, то сумаляк будет уже кислый. Затем эти ростки толкут в ступе или пропускают через мясорубку, кладут в казан, добавляют муку, воду, старшие дают благословение, и все это варится, все время перемешивается. Огонь при этом должен быть небольшим. И таким образом сумаляк варится 24 часа. В него не добавляют ни грамма сахара, а он получается очень сладкий как мед», – рассказал руководитель таджикского этнокультурного центра «Авиценна».
Важно отметить, что пришедшие гости и соседи загадывают желание и закидывают в казан по одному мытому камешку. Таким образом сумаляк не подгорает. Принято считать, что желание обязательно исполнится в течение года. А уже готовый сумаляк раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям.
Также ни один праздничный стол, конечно, не обходится без наурыз-коже, баурсаков и бешбармака. Наурыз действительно объединяет. Это древний праздник народов Востока, имеющий более чем трехтысячелетнюю историю. Он является доброй вестью о наступлении нового дня, пробуждении природы и духовном очищении человека.
«От имени таджикского этноса, проживающего в Алматы, поздравляю всех казахстанцев с этим замечательным праздником – Наурыз! Это праздник, объединяющий представителей разных этносов в стране. Желаю всем казахстанцам мира, стабильности и процветания!» – заключил Юсуфжан Аминов.