Что думают мангистаусцы о ситуации в West Oil Software? Мнения
Жители Мангистауской области опубликовали свои посты в социальной сети
Руководство ТОО «West Oil Software» вчера, 21 февраля, распространило обращение к участникам незаконной забастовки. В компании отметили, что из-за забастовки предприятие ежедневно несет убытки, которые на сегодняшний день составляют более 900 миллионов тенге. 94 сотрудника добровольно вернулись к работе, ни к одному из них какие-либо меры взыскания не применялись. Пользователи социальных сетей пишут, что «протестующим рабочим стоит задуматься о завтрашнем дне», передает Azattyq Rýhy со ссылкой на inAktau.kz.
Жители Мангистауской области отреагировали на ситуацию в ТОО «West Oil Software», опубликовав соответствующие посты на своих страницах в Facebook. Большое их число сходится во мнении, что протестующим сотрудникам компании следует вернуться на свои рабочие места.
Так, известный блогер и общественный деятель Азамат Сарсенбаев напомнил, что накануне компания выступила с предупреждением к бастующим работникам:
«Скорее всего, 24 февраля забастовка водителей West Oil, которые вот уже несколько месяцев требуют, чтобы их приняли в штат КМГ, так или иначе завершится. Работодатель известил работников, что либо они прекращают незаконную забастовку и возвращаются на работу (за время забастовок на компанию накатали в суд за невыполнение обязательств перед заказчиком, более того, компания потеряла более 900 миллионов тенге убытков), либо компания будет расторгать договор с рабочими, и начнут набор людей, которые стоят в списке безработных по Каракиянскому району (то есть начнут брать на работу местных жителей, которые до этого тоже требовали трудоустроить их). Ситуацию облегает то, что это не узкопрофильные специалисты, а водители спецтехники и автобусов. Для справки: самая низкая зарплата бастующих водителей – 350 тысяч тенге, самая высокая – более 900 тысяч тенге. В общем, будем ждать полноценной развязки. А так, думаю, бастующим следует наконец одуматься и приступить к работе».
Предпринимательница Диляра Турина отметила, что отсутствие на работе более трех часов является законным основанием для увольнения. По ее словам, в бизнесе существуют четкие законы и договорные обязательства, и невыполнение условий договора могут привести к последствиям, таким как прекращение сотрудничества с заказчиком.
«Работодатель может быть просто по-человечески не хотел оставлять многих людей без работы. У всех есть семьи, дети. Но бизнес есть бизнес, тут ты если не выполнишь условия договора с заказчиком, с тобой не захотят работать в дальнейшем. Все убытки заказчик заставит возместить через суд. Может, стоит прислушаться к этим безработным молодым людям, которые готовы работать, главное – у них есть желание. Ведь они думают о будущем своих семей. Я не читаю мораль, это взгляд со стороны и как работодатель я всегда на стороне буквы закона. Это – аксиома», – написала Диляра Турина в соцсети.
В свою очередь председатель регионального экологического совета ассоциации EcoJer в Мангистауской области Кажымурат Хайрушев заявил, что увольнение рабочих не приведет к решению трудового спора:
«Вижу по ТВ требования работников West Oil Software, требования конкретные. Еще сегодня услышал условия руководства компании – выйти на работу 24 февраля, не вышедшие на работу будут уволены. Да, уволят. Ни для одной из сторон это не приведет к решению конфликта. Шаг назад, это еще не проигрыш. Надо этот шаг назад сделать, требования донесены, тем более, этот вопрос не одной компании, а всей экономической структуры государства. И этим должны заниматься все – Правительство РК, депутаты. А так... А так, видится плохая картина для обеих сторон, а желающих устроиться на работу предостаточно».
Представитель Республиканской общественной организации «Қазақ аналары – дәстүрге жол» Манет Шыракбай призвала участников забастовки задуматься о своих семьях.
«Я – мама! Я хочу мира в своей стране, благополучия граждан и общества. Я призываю своих братьев, сестер и детей, которые по сей день не собираются на работу, прийти в себя! Любая проблема должна решаться в рамках закона. Не видитесь на провокации! Задумайтесь, кто позаботится о вашей семье?» – высказала она своем мнение в посте.
Общественный деятель Кенжегали Суйеуов напомнил, что в Мангистауской области более 20 тысяч человек стоят в очереди на трудоустройство в нефтегазовой сектор:
«Я являюсь членом профсоюза уже 30 лет, и мы сталкивались с различными ситуациями. Я видел, как некоторые стремятся к личной выгоде, пользуясь доверием других. Хочу сказать, что работникам следует подумать о своих родных, не позволять собой манипулировать. Все вопросы нужно решать в рамках правового поля. Там, где закон не работает, наступает хаос. 20 тысяч человек, находящихся на учете по безработице, мечтают о вашем месте работы».
Депутат Мангистауского областного маслихата Аллаберген Конарбаев отметил, что 94 сотрудника вернулись на работу без каких-либо проблем. Это, по его мнению, говорит о том, что работодатель не принимал мер в отношении этих сотрудников, а, наоборот, предоставил им возможность продолжить зарабатывать.
«94 человека вышли на работу. Никаких штрафов или других дисциплинарных взысканий они не понесли. Это говорит о том, что и у остальных участников протеста есть возможность вернуться. О своем завтра лучше подумать сегодня. Предприятие сегодня открыто говорит об убытках», – написал Аллаберген Конарбаев на своей странице в Facebook.
Известный педагог Мангистауской области, общественный деятель Каламкас Калиева призвала сотрудников West Oil задуматься о своих семьях:
«Айналайындар, дорогие земляки, пожалуйста, прислушайтесь к голосу разума, вернитесь на рабочие места, как вам предложили. Каждый из вас является главой своего очага, каждый должен содержать свои семьи, у вас есть кредиты. Если вы потеряете работу, как вы сможете содержать свои семьи? Я пишу эти строки как мать, которая желает мира и спокойствия своей стране, единства и согласия каждому шаныраку».
Как сообщило интернет-издание, вчера после заявления руководства компании ТОО «West Oil Software» безработные села Жетыбай выступили с видеообращением, в котором потребовали трудоустроить их на появляющиеся в компании вакантные места.