$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
28.02.2020, 16:51
Общество

«Потому что бастык сказал» - Эдуард Эдоков раскритиковал запрет для авто на газе

Табу на въезд в крытые паркинги – непродуманное решение

«Потому что бастык сказал» - Эдуард Эдоков раскритиковал запрет для авто на газе
Фото: 24.kz, пресс-служба акимата Алматы

Запрет на въезд автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) на территорию крытых паркингов активно обсуждают эксперты. Новую норму они называют непродуманной и слабо осуществимой. По их мнению, новшество может повлечь за собой ухудшение экологии и ударить по карманам рядовых казахстанцев. К тому же непонятно, как можно владельцам подобных машин запретить заезжать на их же собственные паркинги, передает Azattyq Rýhy.

С декабря 2019 года в стране начала действовать норма, согласно которой автомобили на газе больше не могут заезжать на территорию крытых паркингов. В Комитете по ЧС объяснили, что ввели запрет, руководствуясь мерами безопасности. По данным чиновников, количество пожаров на автотранспорте, в том числе из-за неисправности подачи газа в стране увеличилось. В качестве аргумента также приводились жалобы некоторых жителей: якобы, многих не устраивал запах, исходящий от авто, оборудованных ГБО.

«Запах исходит из-за наличия ароматических соединений в составе газа, которые добавляются с целью безопасности, то есть, газ сам по себе не имеет запаха. Чтобы знать, когда происходит утечка газа, туда добавляют ароматические соединения, которые имеют запах. На это люди и жаловались. Автомобиль, когда заезжает в теплое место, то расширяется газ, то есть при разных температурных давлениях, газ ведет себя по-разному. Учитывая эти факторы, в КЧС решили внести запрет на въезд в целях безопасности», - поясняет председатель правления Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова.

Лаура Маликова, председатель правления Ассоциации практикующих экологов

Между тем, эксперты высказывают мнение о нелогичности запрета, который введен постфактум. Ведь изначально предпринимателям разрешали заниматься переоборудованием автомобилей с бензиновыми двигателями.

«Установка газобаллонного оборудования в автомобили, которое изначально с завода не было предусмотрено, является серьезным вмешательством в техническую систему автомобиля. Подобные вмешательства должны быть только с разрешения заводов производителей. То есть, возьмем самый известный у нас бренд в стране «Тойота»: если вдруг вы захотели что-то изменить в конструкции автомобиля, то вы можете это сделать только с разрешения компании. Я не вспомню ни единого случая за 10 лет, когда официально компания разрешила бы вмешиваться в конструкцию своего автомобиля «дяде Серику» на СТО или какому-нибудь ТОО. Я ставлю под сомнение саму законность вмешательства в конструкцию автомобиля», - говорит председатель Независимого Автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Получается откровенная коллизия: сначала действительно разрешили устанавливать ГБО, теперь ограничивают в перемещении… Сложно представить, как на деле будет происходить реализация нововведения. Больше всего проблем Эдуард Эдоков прогнозирует на Западе страны.

«Каким образом контролировать непонятно и слабо осуществимо. Большинство паркингов у нас автоматические, там нет парковщиков. И что, там будут стоять люди и обнюхивать авто? Ведь визуально авто на газе сразу не отличишь от обычного. Как быть в регионах, где 70% транспорта на газе? В Актау, например. Я разговаривал с людьми с запада. Они не понимают, как быть с парковкой, которую купили. Они ее купили за свои деньги, и никто не может запретить им ставить туда автомобиль. Раньше же не было этого закона и люди спокойно устанавливали газобаллонное оборудование. Сейчас задним числом они попадают под репрессии. У нас так обычно бывает, потому что «бастык» сказал», - возмущается автоэксперт.

Эдуард Эдоков, председатель Независимого Автомобильного союза

Негодуют по поводу новшества и экологи. Они опасаются, что запрет станет причиной возвращения к бензиновым двигателям, а это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве воздуха в мегаполисах.

«Газ по сравнению с бензином намного чище. Не выделяются выбросы диоксида серы. Учитывая, что в больших городах как Алматы и Нур-султан более 500 тысяч автомобилей, то переход на газ намного улучшает качество воздуха. В КЧС, прежде чем принимать запрет, должны были предложить альтернативу. Куда ставить машины, если нельзя их ставить в подземный паркинг? Пусть тогда сделают надземный паркинг. Условия нужно было сделать. Люди же покупают эти автомобили за 2-3 миллиона тенге и оставлять их на улице тоже небезопасно. Есть такая вероятность, что многие могут снова перейти на бензин или дизель, что ухудшит экологию. С решением поспешили», - считает Председатель правления ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова.

Экономисты же подсчитывают убытки предпринимателей, которые занимаются переоборудованием авто и считают, что запрет лоббируют интересы крупных игроков бизнеса.

Арман Байганов, экономист

«НПЗ и нефтяные компании получается в выигрыше. Им невыгоден газ, потому что, когда машины переходят на газ, они получают меньше выручки. С этой позиции, это похоже на лоббирование нефтяной отрасли. С другой стороны, могут подорожать услуги, так как проиграет простое население и малый бизнес. В основном все таксисты ездят на газе, соответственно они заезжают на паркинги в торговые центры. Им придется менять газовое оборудование и перейти на бензин. Услуги такси подорожают. Основная масса западного региона у нас на газе. Возможно, что создастся социальное напряжение. Ведь мы с одной стороны хотим снизить затраты населения, увеличивать доходы. А с этим законом наоборот ухудшают финансовое положение граждан», - считает экономист Арман Байганов.

Дружно эксперты задаются и совсем уж логичным вопросом: если машинам на газе ограничивают въезд на парковку из-за угрозы взрыва, то почему не запрещают ездить на них автолюбителям?  

Алтыншаш СМАГУЛОВА   

Новости партнеров