$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Центры для детей: депутаты призвали развивать научную грамотность у школьников

Дополнительное образование поможет сделать из школьников молодых ученых, считают народные избранники

Центры для детей: депутаты призвали развивать научную грамотность у школьников
Фото: freepik.com, dinastiy.ru, park-inno.ru

Для многих детей термин «наука» представляет собой некое сложное и скучное явление, которым могут заниматься только взрослые. Однако на деле это отнюдь не так. Наука под силу даже самым юным, ведь благодаря ей они могут узнать, как и почему возникают различные природные явления, могут изучать останки древних животных, экспериментировать с химическими элементами и многое другое. Главное – завлечь детей, вызвать у них интерес. Однако нынче у ученых нет времени на школьников, а у школы нет инструментов для организации таких исследований. Но депутаты Мажилиса нашли выход – они предлагают создать центры науки для детей. Подробнее об их идее расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Депутаты Мажилиса, члены фракции партии AMANAT Дюсенбай Турганов и Самат Мусабаев считают, что развитие человеческого потенциала страны – важнейший ресурс Казахстана. А энергия будущего – это дети сегодняшнего дня. По их словам, глава государства еще в своем Послании народу Казахстана подчеркнул, что основы формирования гармоничной личности и ответственного гражданина закладываются в детском возрасте.

Сейчас, по их данным, в стране насчитывается порядка 260 различных музеев и научных центров. Приблизительно 70 из них – это крупные учреждения историко-краеведческого направления либо центры, посвященные личностям, внесшим значимый вклад в историю Казахстана.

«При этом в составе действующих музеев и центров нет ни одного научно-технического музея, ориентированного на детей. Тогда как именно в раннем возрасте детям необходимо получить ответы на самые разные вопросы, в том числе объяснения различных природных явлений, а также приобретать дополнительные знания по естественнонаучным дисциплинам в простой и интересной форме в удобное время», – подчеркнули депутаты, члены фракции партии AMANAT Дюсенбай Турганов и Самат Мусабаев.

Решить проблему, по их мнению, могло бы создание Центра науки для детей, где детям от 2 до 16 лет прививали бы интерес к различным дисциплинам. К примеру, к инженерии, робототехнике, инновациям, физике, математике и так далее. Свою идею они озвучили в депутатском запросе и направили его заместителю премьер-министра РК Тамаре Дуйсеновой. В нем они подчеркнули, что открытие такого центра будет способствовать продвижению научно-технической грамотности среди широкой общественности, привитию детям интереса к науке и техническому образованию.

«Отличительной чертой и главной ценностью центра станет применение современных игровых техник. Данный центр будет способствовать раскрытию талантов в раннем возрасте и на получение призовых мест на олимпиадах международного уровня создавая мультипликативный эффект в развитии человеческого капитала в стране», – отметили мажилисмены.

В последующем центр может стать выставкой достижений казахстанской науки. Такие центры существуют практически во всех развитых странах, в том числе в США (в Бостоне – Музей науки, в Сан-Франциско – Калифорнийская академия наук), во Франции (в Париже – Дворец открытий), а также в Великобритании, Испании, Сингапуре. В Казахстане же это будет первый подобный центр на постсоветском пространстве.

«Все вышеперечисленные центры объединяет общая направленность образования, ориентированная на STEAM (science, technology, engineering, arts, and mathematics). Планируется, что Центр науки для детей будет сфокусирован именно на STEAM-образовании.

Учебный план такого образования основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода в областях естественной науки, технологий, инженерии, искусстве, творчестве и математике. Вместо того, чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения. Ученикам показывают на практике, как научные методы применяются в повседневной жизни», – пояснили члены фракции партии AMANAT.

При этом важно отметить, что такие центры науки для детей не несут коммерческой направленности, а должны поддерживаться государством и спонсорами.

«Глава государства подчеркивал необходимость выполнения недропользователями требований законодательства по передаче 1% дохода на развитие науки и технологий. В качестве одного из источников финансирования предлагаемой инициативы можно рассмотреть использование этих средств», – предложили депутаты.

А в качестве местоположения центра они предложили павильон-музей «Нұр Әлем» на территории ЭКСПО, что стало бы дополнением к уже сложившейся экосистеме, состоящей из инновационной школы Alem, Astana IT University, Назарбаев Университета, Astana Hub, AIFC Tech Hub, Центра зеленых технологий. А в Алматы подобный детский центр мог бы открыться на территории «Атакента». Так депутаты попросили проработать вопрос с определением источника финансирования и месторасположения будущего центра.  

В свою очередь заместитель премьера-министра Тамара Дуйсенова, отвечая на запрос, сообщила, что меры по развитию исследовательских способностей школьников предусмотрены в рамках реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы.

«Во исполнение поручения главы государства проводится работа по открытию не менее 100 новых крупных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей (до 2027 года – 37 центров инновационного творчества, станции юных техников, детские технопарки). Из них в Астане и Алматы до 2025 года предусмотрено создание 21 центра инновационного творчества.

На сегодня уже открыты семь центров инновационного творчества – в Жамбылской, Павлодарской (на 600 мест), Мангистауской (на 1 500 мест) областях, в Астане (на 750 мест), Алматы (на 1 250 мест) и Шымкенте (на 700 мест). В данных центрах проводятся занятия по научно-техническим направлениям, 3D-моделированию, авиамоделированию, промышленному дизайну и другие», – пояснила Тамара Дуйсенова.

Также, по ее данным, в регионах функционируют 33 детских технопарка, 25 детских бизнес-инкубаторов, исследовательские площадки, интерактивные лаборатории. А для формирования у детей исследовательских навыков в школах открыты более 3 тысяч кабинетов робототехники, проводятся 847 элективных курсов по робототехнике, международные фестивали RoboLand, олимпиада World Robot Olympiad.

«В целях изучения новых передовых технологий, ознакомления обучающихся с научными новшествами и развития у них навыков применения математического моделирования в учебные программы школ включаются элементы STEAM-образования. Для этого в стране функционируют около 2 тысячи STEAM-кабинетов.

В настоящее время проводится работа по интеграции всей созданной инфраструктуры с IT-кластером Astana Hub. При этом региональными операторами координации будут являться филиалы Astana Hub, открываемые на базе региональных вузов. Так, уже открыты три филиала. До конца 2024 года они откроются во всех регионах. Таким образом, Astana Hub будет являться центром для развития STEAM – образования и базой для презентации новых проектов», – пояснила Тамара Дуйсенова.

По ее словам, вкупе все это позволит в достаточной мере прививать детям интерес к науке, приобщать их к проектной, научной, инженерно-технической, изобретательской и творческой работе.

Новости партнеров