Автобус ушел под землю в Павлодарской области: кто виновен в трагедии?

Azattyq Rýhy
13.02.2024, 12:40

В настоящее время продолжается расследование по факту несчастного случая на Майкаинском руднике

Фото: astanatv.kz, пресс-служба МЧС РК

В случае появления новых провалов на руднике в Палодарской области, где ведутся поиски спасателей, автобус с которыми ушел под землю, не исключено, что может быть принято решение о полном завершении работ. Начальник Департамента по чрезвычайным ситуациям региона Жасулан Джумашев в интервью BaigeNews.kz сообщил о том, что казахстанские спасатели советовались с коллегами из других стран, и все в один голос говорят, что работать на месте обвала нельзя. Тем не менее, они не теряют надежды и намерены продолжить поисковые работы, передает Azattyq Rýhy.

Напомним, 4 января около 01:25 в Баянаульском районе на территории АО «Майкаинзолото» вблизи шахты Майкаинского рудника в очистное пространство провалился автобус с четырьмя пассажирами. Люди в миг ушли под землю вместе с автобусом, провалившись на глубину 150 метров. Под землю провалился автобус с тремя спасателями Павлодарского филиала Республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб и одним водителем. Тела двоих человек были найдены почти сразу, их нашли в песке, уже больше месяца судьба еще двоих спасателей остается неизвестной. В начале февраля в Департаменте по чрезвычайным ситуациям Павлодарской области объявили, что вынуждены приостановить поисково-спасательные работы из-за большого риска обвала. Спустя некоторое время на месте были возобновлены горные работы, по пока еще не поисково-спасательные.  

Предположительно местонахождение автобуса удалось установить, оставалось решить вопрос, как же доставить вниз экскаваторы и начать копать. На месте и без тяжелой техники постоянно осыпается грунт, есть угроза даже обвала глыб весом несколько тонн. Именно поэтому на руднике провели горно-геологические работы, проще говоря, подготавливали территорию.

Первую подготовку провели за 10 дней, удалось спустить небольшой экскаватор и начать откапывать. Каждая находка, детали провалившегося автобуса или личные вещи спасателей, давали надежду, что поиски в ближайшее время завершат. Однако угроза нарастала.

«Параллельно работала специальная комиссия по расследованию группового несчастного случая и они назначили 4 экспертизы. Вот эти 4 экспертизы показали, что работать там нельзя. Но кроме этого аппарат министерства нашего, мы, связывались с коллегами из России, Беларуси, из других стран, но все они в один голос, увидев технические данные, которые мы давали, всегда говорили: «Нельзя, работать нельзя, это очень опасно». Все, к кому мы обращались, даже через Ассоциацию профессиональных спасателей, они тоже самое по всему миру, с кем общаются, с кем взаимодействуют, узнавали, им сразу сказали, что нельзя», – рассказал начальник ДЧС Павлодарской области Жасулан Джумашев. 

По его словам, все борта обвала в трещинах. Под землей очень много пустот и место поисков Жасулан Джумашев сравнивает с домиком из домино. Говорит: если неосторожно достать хоть одну деталь, то вся конструкция сложится. Само собой в таком случае без новых жертв не обойдется.

«Из личного опыта я не хочу делиться, этот опыт очень страшный. Если чисто не с профессиональной, а эмоциональной точки зрения подойти. Но вера всегда должна быть. Я очень сочувствую родственникам спасателей, которых ищем, но я несу ответственность не только в соответствии со своей должностью за своих спасателей, но и моральную перед их семьями. Если что-то с ними случится, как я потом их женам, детям, матерям в глаза посмотрю. Они же тоже мне скажут: «Что же ты, будучи начальником, пошел на такую вещь, что не сохранил их жизни и не сохранил их здоровье», – говорит глава ДЧС региона. 

Территорию просканировали на 100 метров специальным аппаратом, который может даже моделировать возможные ситуации. Техника показала количество трещин в грунте, которые располагаются вертикально и горизонтально. Эта проверка стала поводом для того, чтобы приостановить поиски и вновь перейти к подготовительной работе.

«Сейчас очень большая угроза возникла, потому что там провалы за провалами. Они расширят борта, подготовят площадку внизу. Если не смогут, начнутся провалы, то они не будут проводить эти работы. Смертельный риск никому не нужен. Они сейчас работают по проекту. Это будет составлять 10 дней, может 20 дней. Если мы 185 тысяч тонн горной массы вывезли, а это, представляете, еще 185 тысяч. Также весной работать нельзя. Дело в том, что когда были теплые дни в период нашей работы, становился более высокий уровень опасности. Камнепады начинались сразу, потому что горная порода высвобождение дает и за счет этого угроза усиливается в разы», – добавил Жасулан Джумашев.

Тем не менее, надежду задействованные в спасательной операции не теряют. Хотя исключать вариант, что провалившиеся под землю люди могут навсегда остаться там, нельзя. Такие печальные примеры в практике уже были.

«В 1995 году на «Жезказганцветмет» был случай, когда 4 погибших вытащили. Там не такая ужасная ситуация была, как в этот раз. Там автобусы лежали на поверхности, здание ПТО ушло в провал. В здании люди находились. Тогда вытащили людей из-под завала, которые на виду лежали. После того, как увидели, что угроза есть, работы приостановили и все. Никто не искал, памятник поставили. Тут как палка о двух концах. Хочется сделать вроде бы максимально, что возможно, но мы перешли ту грань, которая максимально возможная. Это, конечно, останется на моей совести, на совести других руководителей, но наши спасатели, горноспасатели, руководство рудника, максимально вложились в это дело», – высказался Жасулан Джумашев.

Глава ДЧС Павлодарской области отмечает, что трагедия на «Майкаинзолото» дала огромный опыт работы при подобных ЧП. Спасатели теперь знают, как действовать в подобных ситуациях.

По информации DKNews.kz, одновременно со штабом по ликвидации ЧС для расследования несчастного случая на месте работает комиссия под председательством заместителя председателя Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям РК Мусы Танабаева. Распоряжениями председателя комиссии приостановлена работа подземного рудника АО «Майкаинзолото» и созданы пять подкомиссий. Для объективного расследования и определения причин несчастного случая привлечены четыре экспертные организации.

В прокуратуре Павлодарской области 23 января 2024 года сделали заявление о ходе расследования по факту нарушений правил безопасности ведения горных работ, повлекших смерть людей на территории АО «Майкаинзолото». Создана комиссия по расследованию нарушения правил безопасности ведения горных работ. По делу назначены процессуальные прокуроры. Уголовное дело взято под контроль Министерством внутренних дел РК.

Inbusiness.kz пишет, что по результатам проведенного всестороннего расследования комиссия пришла к выводу, что причинами группового несчастного случая вследствие обрушения горной массы в отработанное пространство стали неудовлетворительная организация производства работ и не проводимый должным образом производственный контроль за безопасным ведением горных работ со стороны ответственных лиц АО «Майкаинзолото». Кроме того, на руднике не осуществлялся должным образом контроль за процессом обрушения из выработок при отработке блоков. Также было установлено, что за существующими пустотами, образовавшимися в результате деятельности предприятия, не осуществлялся должный контроль, не производилось их принудительное обрушение, с последующим погашением, согласно проектной документации, пустот выработанного очистного пространства.

«Сообщалось, что госкомиссия установила семь ответственных лиц, действия которых привели к групповому несчастному случаю. Материалы расследования были переданы в правоохранительные органы. То есть фактически выраженное в СМИ мнение гендиректора «Майкаинзолото» идет вразрез с выводами госкомиссии, и он их оспаривает», – говорится в материале inbusiness.kz. 

Между тем, генеральный директор «Майкаинзолото» Куаныш Ботин, член этой комиссии, высказал по этому заключению свое особое мнение, которое намерен представить следствию и суду, как список фактов и граждан, которых следует отнести к предполагаемым виновным в происшествии. Он выразил мнение о том, что якобы одним из предполагаемых виновных в трагедии на руднике Майкаин является Серик Мусурманкулов, под руководством которого в восточном филиале Национального научно-технического центра промышленной безопасности был разработан опытно-промышленный проект в дополнение к проекту «Отработка запасов месторождения «Майкаин-В» подземным способом до горизонта 400 м» в 2013 году. Опубликовал особое мнение DKNews.kz

Сам же Серик Мусурманкулов в конце января дал свои экспертные показания в полиции Усть-Каменогорска по обстоятельствам, имеющим значение по недавней аварии на Майкаинском руднике. После публичного заявления Куаныша Ботина 1 февраля он был вызван в прокуратуру Павлодара 5 февраля. 69-летний мужчина считает, что его пытаются очернить и сделать крайним в этом трагедии.

«В статье, где было размещено заявление, утверждается, что руководство «Майкаинзолото» обратилось ко мне с мнением о том, не приведет ли постоянное самообрушение налегающих пород к выходу на дневную поверхность, и как избежать этого, и что якобы я прибыл на рудник, посетил месторождение и изучил места ведения горных работ. Однако я не выезжал туда – это документально зафиксировано в моем рабочем табеле, а представил письменные все предложения по электронной почте через главного маркшейдера. Более того, в статье говорится, что я в своих предложениях утверждал, что обрушение с выходом на дневную поверхность не возникнет – это неправда. Я представил расчеты, что возможно обрушение налегающего массива с выходом на поверхность», – рассказал Серик Мусурманкулов в беседе c корреспондентом inbusiness.kz.

По его словам, в 2013 году восточным филиалом Национального научно-технического центра промышленной безопасности, которым он руководил, разрабатывался опытно-промышленный проект для «Майкаинзолото». Проектом предусматривалась система подэтажного обрушения с торцевым выпуском руды.

«Мы сделали только проектную отработку одного опытного участка выше 160-го горизонта – это не тот участок, где произошло обрушение. В своей работе именно по опытному участку мы написали выводы, что в целом необходимо провести промышленные испытания на данном месторождении. То есть на основании этого рабочего проекта «Майкаинзолото» должно было разработать локальный проект и провести испытания сам. Но, провели ли они их, нам неизвестно. С нами договор о продолжении работ не заключали, поэтому авторский надзор мы не проводили, то есть моей ответственности в аварии нет. С 2018 года «Майкаинзолото» вело горные работы ниже 160-го горизонта с нарушениями, тем более этот блок проектирования 2017 года, который обрушился, там они использовали новую технологию, и вот получилась такая трагедия. И теперь все хотят взвалить на опытно-промышленный проект 2013 года», – недоумевает Серик Мусурманкулов.

По его словам, впоследствии в 2018 году руководство «Майкаинзолото» в рамках проекта 2013 года попросили его сделать расчеты и представить предложения по безопасному применению камерной системы с обрушением налегающего массива при отработке запасов руды выше горизонта 160 м рудника «Майкаин-В» рудного тела II.  

«Мне выслали чертежи на почту, я подсчитал, расчет был сделан выше 160-го горизонта. Нарисовал зоны движения и предполагаемую зону выхода обрушения на поверхность. Сейчас руководство предприятия говорит в статье, что я неправильно расчет сделал. Но обрушение произошло в другом месте – на юго-востоке, ближе к стволу шахты «Вспомогательная». А запасы блока выше 160-го горизонта, по которому я проводил расчеты, находятся севернее зоны произошедшего недавно обрушения. Нестыковка происходит. Получается, ниже горизонта 160-го, который обозначает глубину отработки, они начали работать камерной системой разработки, по проекту 2017 года. Вот эту камеру, когда отработается, они должны были заложить породой или закладкой, если ее не закладывать, то произойдет обрушение. Здесь нужно пояснить, что камерная отработка отличается от системы подэтажного обрушения тем, что при системе подэтажного обрушения выработанное пространство постоянно закладывается обрушенной породой, большими негабаритами, которые упирают борта выработанного пространства и кровлю, что не позволяет развитию обрушения», – заключил он.

В беседе c корреспондентом inbusiness.kz Серик Мусурманкулов выразил мнение, что в целом руководство «Майкаинзолото» ищет, на кого свалить вину, поскольку теперь за гибель людей оно может предстать перед судом и получить серьезные уголовные обвинения. Но обвинения Куаныша Ботина беспочвенны и только пытаются увести от ответственности людей, которые неправильно организовали весь производственный процесс, утверждает Серик Мусурманкулов. Поэтому он готов предоставить следствию необходимые подтверждающие документы и аргументы о несостоятельности обвинений гендиректора «Майкаинзолото».

Вам будет интересно: