«Ситуация очень тревожная». Мажилисмен рассказал, когда регионы могут остаться без воды

Ахметбеков Асхат
21.12.2023, 14:33

По словам Едиля Жанбыршина, на сегодня дефицит уже составляет 60% от получаемых в стране запасов воды

Фото пресс-службы Мажилиса

На прошедшем в среду в Мажилисе пленарном заседании председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию палаты, член фракции партии AMANAT Едил Жанбыршин озвучил результаты анализа эффективности управления водными ресурсами в Казахстане по итогам отдельных аудиторских мероприятий, передает Azattyq Rýhy.

Глава комитета Мажилиса представил соответствующий содоклад. До него с основным докладом выступила председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова (подробнее об этом можно прочитать здесь). 

«Уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет, что водный вопрос – один из самых чувствительных для нашей страны. В виду полупустынного климата мы очень зависимы от трансграничных водных ресурсов. По оценкам экспертов, Казахстан расходует 25 миллиардов кубометров природных водных ресурсов в год. Из них 21 миллиард идет на потребление, остальные 4 миллиарда теряются в полях. К сожалению, расход воды за последние годы вырос на 48%. Ситуация очень тревожная.

«К 2040 году дефицит воды в Казахстане может достигнуть 15 миллиардов кубометров», – сказал глава государства. На сегодня дефицит уже составляет 60% от получаемых в стране запасов воды. Если в будущем эта цифра продолжит расти, то через 17 лет многие регионы страны могут остануться вовсе без воды. Как ученый-эколог, я считаю, что глава государства обосованно обеспокоен предстоящим дефицитом воды», – заявил Едил Жанбыршин.

Далее он остановился на некоторых системных проблемах в сфере водных ресурсов.

«Первое. Вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой не может до конца решиться уже 20 лет. Мы замораживаем восприятие различных программ. Так, на программы «Ауыз су» на 2002-2010 годы, «Ақ бұлақ» 2011-2020 годы, «Развитие регионов» и «Нұрлы жол» на 2020-2025 из бюджета выделено 1,5 триллиона тенге. Однако до сих пор 51% сельских жителей не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 36% сельских жителей не имеют централизованных систем водоснабжения. В 21 веке в зимнее время люди носят воду на ручных тележках, в бидонах.

Второе. Основным потребителем водных ресурсов является сельское хозяйство. Потери воды в агропромышленных комплексах достигают 40%. Причина в том, что за 30 лет ирригационные каналы полностью изношены, оставаясь бесхозными и без своевременного ремонта. Следующая проблема – очень низкий уровень использования водосберегающих технологий в этой области. У нас почти не применяются методы капельного орошения. Только на 14% освоенных земель используются водосберегающие технологии», – отметил мажилисмен.

Едил Жанбыршин привел в пример Израиль, который не имеет плодородных земель, развивает сельское хозяйство на камнях и песке, использует всего 6 кубометров воды на 1 гектар благодаря экономному расходованию воды.

«Мы тратим на такую площадь вдвое больше воды. Третье. В ближайшие пять лет мы планируем удвоить валовой внутренний продукт страны. Для этого необходимо развивать производство. А одним из основных ресурсов производства является вода. Сейчас, если предприятия потребляют 28% наших водных ресурсов, то в ближайшие 5 лет эта цифра вырастет как минимум в 1,5-2 раза. Поэтому вопрос повторного использования воды на производстве следует закрепить законом в обязательном порядке. Ведь сегодня только 30% промышленных предприятий в стране повторно используют воду», – подчеркнул он.

По словам депутата, даже автомоечные пункты до сих пор не наладили повторное использование воды, а многие из них моют машины питьевой водой.

«Сколько воды тратится впустую. Четвертое. Наши степи весной превращаются в озера, а летом – в пустыню. Эта проблема, хотя и повторяется каждый год, до сих пор не решена. Наши ресурсы в буквальном смысле уходят в песок. Паводковые, снеговые, дождевые воды – это тоже дар природы. Мы должны принимать все это за наши внутренние запасы воды.

В большинстве регионов Китая, Аргентины, Бразилии, арабского мира и Ближнего Востока каждая капля осадков используется как для питья, так и для производства. Например, немецкий аэропорт Франкфурта экономит один миллион кубов воды в год благодаря системе использования дождевой воды. Мы даже не используем талую воду в нашей столице», – продолжил Едил Жанбыршин.

Кроме того, канализация, сточные воды также на 100% перерабатываются и используются многими странами мира, такими, как Сингапур, а у нас всего 2,5% повторного использования воды, добавил он.

«Пятое. Одним из видов водных ресурсов Казахстана являются грунтовые воды. По имеющимся данным, запасы пресной воды в стране составляют 43 миллиарда кубометров. Но эта информация не актуализировалась со времен Советского Союза. Поэтому для государства очень важно пересмотреть и оценить конкретные запасы грунтовых вод. Кроме того, как отметили мои коллеги, депутаты Аскар Садыков и Каракат Абден, в регионах происходит деградация грунтовых вод и их неэкономичное использование. Запасы грунтовых вод наравне с нефтью, газом, ураном необходимо считать стратегическими запасами страны. Их охрана и экономия – важнейшая задача!» – заявил мажилисмен.

Управление грунтовыми водами также имеет недостатки, утверждает Едил Жанбыршин. Для системной реализации управления этими важными ресурсами было бы разумно передать полномочия по управлению грунтовыми водами только что созданному Министерству водных ресурсов, считает он.

«Новый министр водных ресурсов Нуржан Молдиярович также высказал свою позицию. Еще одна серьезная проблема – обмеление Каспийского моря. Местами береговая линия отступила уже на 3-4 километра. Место впадения Урала в море стало 30-40 сантиметров. Каким будет завтра состояние наших морских портов. Нам необходимо совместно с соседними государствами провести комплексное исследование и определить конкретные причины ухода воды. Само собой разумеется, что потеря Каспия будет ударом по социально-экономическому положению страны, если он повторит судьбу Аральского моря, это приведет к экологической катастрофе планетарного масштаба.

Шестое. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил построить 20 новых плотин и модернизировать 3,5 тысячи километров каналов для решения проблемы дефицита воды. Но, судя по слабым действиям сегодняшнего Правительства, в ближайшее время проблема нехватки воды в Казахстане не будет решена полностью», – отметил депутат.

Подводя итог, Едил Жанбыршин напомнил, что в результате политических реформ в стране Высшая аудиторская палата должна два раза в год отчитываться перед Мажилисом. Это норма, закрепленная Конституцией страны.

«Одна из основных функций Высшей аудиторской палаты – проведение государственного аудита эффективного расходования бюджетных средств. Поэтому в дальнейшем каждый из ваших отчетов по поднятой проблеме должен быть всесторонне, масштабно, глубоко изучен и рассмотрен на общегосударственном уровне. Ведь вы поднимаете их с трибуны законодательной власти – Парламента. А Правительство, в первую очередь, должно взяться за превращение идеологии водосбережения в национальную идею, как выразился Президент. Для этого важно использовать весь наш потенциал. Водосберегающие технологии внедряются очень медленно, черепашьими шагами. Необходимо всесторонне, систематически заниматься кадровыми вопросами, поднятыми сегодня депутатами, вопросами снабжения питьевой водой, водосбережения, трансграничной водной дипломатии, справедливых тарифов на воду, повторного использования воды, общегородской цифровизации, правильного использования грунтовых вод.

Уважаемые члены Правительства! У меня на руках десятки конкретных предложений для вас. Если вы реализуете хотя бы их, очевидно, что некоторые проблемы с водой будут решены. Как говорил наш мудрый народ: «Судың да, сұрауы бар!» – «И за воду есть спрос!», – заключил он.

Вам будет интересно: