Похоже, безопасность труда руководителей крупного предприятия мало волновала. В приоритете у них была прибыль, обеспечивающая, мягко говоря, безбедную жизнь владельцу – Лакшми Митталу
46 потерянных жизней оплакивала вся страна. День национального траура в очередной раз оголил многочисленные проблемы незащищенности рядовых работяг, задействованных на самых опасных участках. Увы, но зарубежных хозяев крупнейших предприятий страны мало волнует, вернется ли живым и здоровым с очередной рабочей смены обычный шахтер, передает Azattyq Rýhy.
Тот же Лакшми Миттал несколько раз был в Казахстане, он своими глазами видел, в каких условиях трудятся местные рабочие. У некоторых из них и вовсе бывал дома, об этом также имеются достоверные свидетельства.
Но менять подходы в обеспечении безопасности труда он не торопился. Точно так же не стремился модернизировать давным-давно устаревшее предприятие. Вся деятельность «Арселора» без сомнений была направлена исключительно на извлечение прибыли. «Сопутствующие» вопросы умалчивались годами, а власти в те годы будто не замечали откровенно наплевательского отношения так называемых инвесторов.
Впрочем, находились и те немногочисленные «отважные» чиновники, которые прямо говорили о нарушениях на предприятии. Однако в таких ситуациях казахстанские суды ограничивались лишь наложением денежных штрафов, не приостанавливая при этом деятельность компании. Для такого гиганта как «АрселорМиттал» эти суммы не становились «отрезвляющими»: понятное дело, проще было выплатить штраф, чем вкладывать миллиарды в модернизацию предприятия.
А лояльность судей, пожалуй, можно объяснить некогда высокопоставленными «защитниками» Лакшми Миттала. О том, что практика протекции индийского миллиардера действительно имела место быть откровенно сказали и некоторые депутаты.
Вернемся к погибшим шахтерам и их родственникам.
У 21 из 46 погибших шахтеров есть иждивенцы, которым полагаются определенные виды социальной поддержки. Об этом рассказали в Министерстве труда.
«Государственное социальное пособие по случаю потери кормильца за счет средств республиканского бюджета.
Размеры данного пособия определяются исходя из числа иждивенцев умершего и их ежемесячный размер составляет от 37 322 тенге (на 1-го ребенка) до 111 560 (на 5-х детей).
Данный вид пособия также назначен неработающим матерям, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 8 лет.
Социальная выплата по случаю потери кормильца за счет средств Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС).
Размеры данной выплаты определяются исходя из дохода погибшего и стажа его участия в системе социального страхования. Выплаты составляют в диапазоне от 56 до 272 тыс. тенге в месяц.
Стоит отметить, что согласно действующему законодательству выплаты по случаю потери кормильца выплачиваются до достижения детьми 18 лет, а в случае их обучения в высших учебных заведениях в очном отделении – до 23 лет», - сообщили в ведомстве.
Что касается дальнейшей судьбы предприятия, то власти твердо заявили о прекращении сотрудничество с индийским миллиардером Лакшми Митталом. Речь идет о поиске исключительно казахстанского инвестора.
«Правительство не рассматривает никаких иностранных инвесторов после перехода права собственности в пользу Республики Казахстан. Второе – как уже заявлялось, все условия, которые есть сейчас на предприятии, основанные на коллективных договорах с профсоюзами, оплата труда и количество сотрудников останутся неизменными при переходе», - заявил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.
«Государство периодически инициировало вопрос смены собственников в металлургической промышленности, но дальше разговоров вопрос не стоял. Причины тут две - во-первых, выбор стратегии: национализация вообще или перепродажа, а во-вторых, риск нарваться на многолетние суды по типу Стати. Сейчас после ряда крупных аварий вновь решается вопрос национализации (и судя по всему, с согласия Миттала). Но остается вопрос: как дальше развивать угледобычу на шахтах Караганды, технология которой грозит техногенными рисками?», задается в свою очередь вопросами политолог Данияр Ашимбаев.
К слову, еще до этой трагедии на шахте Костенко за усиление безопасности труда выступил Президент Касым-Жомарт Токаев. Глава государства в своем Послании поручил разработать соответствующий документ, рассчитанный до 2030 года.
Проект Концепции безопасного труда, разработанный профильным министерством, предусматривает работу по следующим направлениям: