Безопасность и защита прав детей: новый законопроект представили в Мажилисе

Автор: Ахметбеков Асхат

Асхат Аймагамбетов рассказал о том, какие новшества предуматривает новый документ

Фото: freepik.com

Казахстанские объекты образования будут каждый пять лет проверять на аварийность, новые районы и многоквартирные жилые дома не смогут строить, если на этой территории нет школ, детских садов и больниц, а школьникам запретят пользоваться мобильными телефонами во время учебного процесса и изучать религиозную литературу в учебных заведениях. Эти и другие нормы прописаны в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и наставничества», разработанном депутатами Мажилиса, передает Azattyq Rýhy.

Проект документа разработан по инициативе депутатов и в нем предусмотрены нормы по трем направлениям. По словам депутата Мажилиса, члена фракции партии AMANAT Асхата Аймагамбетова, первое направление – это нормы, касающиеся обеспечения безопасности детей и защиты их прав.

«В последнее время наблюдается тенденция роста фактов обрушения кровли школ. Поэтому мы считаем очень важным ввести контроль за состоянием зданий организаций образования, функционирующих на протяжении долгих лет. Законопроектом была предложена норма о обязательной проверке каждые пять лет зданий школ, детских садов и колледжей, эксплуатируемых более 30 лет, на предмет их аварийности», – рассказал он.

Еще одна проблема – выпадение маленьких детей из окон.

«К сожалению, за последние два года сотни детей выпали из окон. В этой связи законопроектом устанавливается требование о необходимости обеспечения оконных проемов специальными механизмами безопасности или замками», – добавил депутат.

Ни для кого не секрет, что в Казахстане, особенно в крупных городах, есть проблема застройки многоэтажными домами. Сейчас при планировании строительства многоэтажек не всегда учитывается нагрузка на близлежащие соцобъекты. В результате после введения их в эксплуатацию местные власти не могут обеспечить доступность жителей к школам и детским садам. Из-за этого недочета, отмечает депутат, большая нагрузка приходиться на уже функционирующие школы, которые вынуждены переходит на трехсменное обучение, приносится ущерб здоровью детей. А если же хотят построить новую школу, уже нет свободного земельного участка на этой территории.

«В связи с этим в законопроект вводится новое законодательное требование – теперь будет запрещено строить многоэтажные жилые дома без учета строительства школ, детского сада и больницы», – подчеркнул он.

Также законом, который приняли депутаты Мажилиса, предлагается норма по внедрению нового института наставничества для детей-сирот. Данный институт предоставляет дополнительную возможность социализации и адаптации к условиям жизни детей-сирот старше 10 лет, воспитывающихся в детских домах. То есть наставники, как волонтеры, получают возможность заботиться о воспитанниках детского дома, оказывать им поддержку, проводить социализацию. При этом, обещает мажилисмен, будут установлены конкретные и жесткие требования к наставнику, нормы по их контролю и ответственности. Все отношения между детским домом, управлением образования и наставником будут регулироваться договором. Что же касается реабилитации детей с девиантный поведением, состоящим на учете в полиции, законом предлагается норма обеспечить их занятиями в различных кружках и секциях в проактивном формате, то есть без необходимости личного обращения.

«Предложена норма по недопущению распространения религиозной и иной вредной информации в организациях образования», – также добавил Асхат Аймагамбетов, отметив, что Казахстан – светское государство, и если дети хотят изучать религиозную литературу, то могут это делать только вне стен объектов образования.

Следующее направление – расширение управленческой свободы организаций образования.

«Сегодня для всех организаций образования утверждены типовые штатные расписания. То есть в зависимости от типов организаций образования нормативно установлены численность столько должно быть заместителей, бухгалтеров, служащих. Поэтому руководители учреждений не имеют возможности самостоятельно изменять эти штатные должности, в целях их эффективного использования. Поэтому законопроектом предоставляется право руководителей в рамках утвержденной штатной численности изменять штатное расписание. Как это будет работать? Например, если у директора школы в соответствии с типовыми штатами должно быть семь заместителей, то сейчас он сам может сократить количество заместителей, оставив, например, четыре заместителя, и ввести вместо них три должности необходимых сотрудников, таких как психолог, социальный педагог или юрист. Такое право будет реализовано исключительно один раз в год при обязательном согласовании с отделом образования», – объяснил мажилисмен.

Предусмотрены нормы по предоставлению колледжам и школам права самостоятельного распоряжения доходами, полученными от платной деятельности образовательного учреждения, для развития этой организации. Вводится и специальная норма о том, чтобы школы и колледжи оставляли себе полученные чистые доходы.

«Развитие технологий расширило возможности дистанционного обучения, распространился процесс онлайн-обучения по некоторым специальностям. Но исследования показывают, что онлайн-обучение по педагогическим, медицинским и фармацевтическим специальностям сопряжено с большими рисками. Поэтому в законопроекте предусмотрен запрет дистанционного обучения по педагогическим и медицинским специальностям в колледжах и университетах», – сообщил депутат.

И в последнем направлении в законопроекте предусмотрена норма, запрещающая передачу государственных школ и колледжей в частную собственность.

«Это очень важная норма. Теперь все государственные образовательные учреждения не будут приватизированы», – подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

Рынок труда быстро меняется и требует новых практических навыков. И сегодня отечественные колледжи и университеты выдают выпускникам диплом с приложением с указанием оценок по каждому предмету. Но на сегодняшний день для многих работодателей этой информации недостаточно, считает депутат. В этой связи предлагается установить право на выдачу выпускникам, помимо диплома с приложенем к нему, также документа, информирующего о полученных в ходе обучения конкретных компетенций и навыков.

Следующая норма направлена на снижение коррупционных рисков и обеспечение прозрачности. Законопроектом введена поправка по организации постановки ребенка в очередь для получения места в детский сад, предоставления ему места и приема на работу работников образования только в рамках единой информационной программы.

«Одной из жалоб часто поступающих от родителей – это вопрос бесплатного доступа к ценам и домашним заданиям учащихся. На эту тему было опубликовано несколько депутатских запросов. В этой связи законопроектом устанавливаются обязательства по обеспечению родителей бесплатному доступу в электронной форме к оценкам своих детей и домашним заданиям. Еще одна проблема, возникшая у учителей – отсутствие четких ограничений в законодательстве по использованию учащимися телефона во время занятий. В связи с этим в проект предусмотрена специальная норма об ограничении использования мобильных телефонов во время занятий», – продолжил перечислять нормы Асхат Аймагамбетов.

Таким образом, по его убеждению, новый законопроект позволит совершенствовать национальное законодательство в области образования и защиты прав детей-сирот.