Для борьбы с насилием следует не только ужесточать законодательство, но и работать над общественным сознанием, убеждены депутаты
Смерть Салтанат Нукеновой, жены экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, не только потрясла всю страну, но и подняла волну общественных требований по криминализации бытового насилия. По данным ООН, ежегодно в нашей стране от рук своих мужей умирают до 400 женщин. Слишком мягкий закон привел к тому, что у кухонных бойцов попросту «развязались» руки. Идет ли Казахстан к ужесточению наказания для них и какова в этой проблеме роль общества, разберем в материале Azattyq Rýhy.
О ситуации с домашними тиранами нередко говорят и с высоких трибун. Меньше, чем полгода назад, в конце июня Касым-Жомарт Токаев высказался об этой проблеме на коллегии МВД. Тогда он озвучил и неутешительную статистику.
По данным главы государства, за последние два с половиной года 300 женщин погибли от рук домашних агрессоров. На тот момент было зарегистрировано 878 фактов причинения тяжкого и 808 фактов – среднего вреда здоровью. К административной ответственности за правонарушения в этой сфере привлекли более 37 тысяч лиц.
15 ноября он вновь поднял эту тему, заявив, что следует решительно пресекать любые факты насилия против женщин и детей. На встрече с руководителями правоохранительных органов он также высказался касательно резонансного убийства Салтанат Нукеновой и поручил МВД держать это дело на особом контроле.
«Закон должен быть един для всех. Справедливость в обществе – это солидарность граждан во имя укрепления законности. Справедливый Казахстан – это страна, где царят закон и порядок», - подчеркнул глава государства.
«Я абсолютно согласна с Касым-Жомартом Кемелевичем в том, что закон должен быть одинаков для всех. Не может быть такого, что кто-то больше отвечает по закону, а кто-то может и не по закону отвечать за те или иные нарушения. Я думаю, это в первую очередь», - подчеркнула депутат Мажилиса Юлия Кучинская.
По ее мнению, нужно пресекать любые формы насилия против человека, животных, тех, кто нас окружает. И они обязательно должны обсуждаться в обществе.
«Если верить статистике, фактов насилия становится меньше, если смотреть в динамике. Но я не склонна говорить, что если фактов стало меньше, то это значит, что все хорошо. Буквально недавно произошел ужасный случай с убийством 7-летней девочки в Экибастузе. Это ужасная трагедия. Если хотя бы один такой случай имеет место быть, то я думаю, что это уже трагедия общества.
И это проблема в том числе состояния общества – что сегодня с ним происходит, почему кто-то в обществе может себе позволить обидеть ребенка, женщину, того, кто слабее. У нас также много встречается фактов насилия в отношении старшего поколения, по возрасту тех, кто младше. На самом деле вот эта злость и принятие того, что можно другого ударить или кому-то причинить боль – это очень страшно», - считает наша собеседница.
Ужесточать наказание домашним тиранам, разумеется, нужно. Но помимо этого есть еще одна важная работа, уверена Юлия Кучинская.
«Это то, что важнее даже, чем закон. Это работа с нашим сознанием, с нашей культурой, с нашим поведением. Это более глубокая работа с обществом, с воспитанием в обществе, с культурой отношения ко всему живому. Я думаю, что здесь мы должны уделять первоочередное внимание, потому что можно ужесточать законы, можно всех сажать, но если изначально человек допускает в своей голове насилие в отношении других, то исправительными мерами и наказанием мы это не исключим», - убеждена мажилисвумен.
Одной лишь криминализацией добиться полного искоренения проблемы невозможно, считает депутат. Да, в этом случае будет страх. Но станет ли он способствовать излечению от этой беды?
«Я думаю, что нет. То есть тут очень важны профилактические меры. Эта работа очень важна, потому что страх имеет еще другую свою сторону, когда люди будут просто пытаться укрыть, скрыть какие-то вещи, большее уйдет в тень. То есть женщин и детей будут запирать дома, не отпускать их в те же школы, общественные места, где другие могут увидеть какие-то увечья. Здесь грань очень тонкая. Надо это очень глубоко проработать. Но, безусловно, те, кто позволяют себе такие действия, должны быть наказаны. А мы как общество должны проводить профилактическую работу большую, начиная с воспитания детей, работы со взрослыми – как с этим бороться, как это преодолеть и не допускать такого в будущем», - пояснила она.
Это еще и вопрос прав человека. Мы очень часто говорим про свои права, но очень часто забываем про права тех, кто находится вокруг нас. Об этом Касым-Жомарт Токаев тоже говорит очень часто. Ответственность и понимание того, что ты живешь в обществе не один, что вокруг тебя есть люди со своими правами – это те вещи, которые нужно еще больше погружать в общественное сознание.
«Нужно убирать стереотипы, которые сформировались в обществе в отношении деления мужчин и женщин и так далее. Эти вещи мы должны преодолеть, а это вопрос не только ужесточения закона, это, прежде всего, вопрос воспитания», - подчеркнула Юлия Кучинская.
Солидарен с коллегой и Никита Шаталов. Депутат отметил, что безнаказанность при более мелких проступках рано или поздно начнет приводить к большим трагедиям, что и случилось с Салтанат Нукеновой и сотней других женщин в стране. Он также особо подчеркнул, что соблюдение законов – это вопрос не только государства. Это еще и про дисциплину общества.
«Нужно преодолеть в себе эту нелюбовь к тому, что раньше называли «стукачество», проявлять неравнодушие, если вы видите, что обижают слабых или разрушают социальные или частные блага. Такой всеобщий общественный надзор должен быть нашей национальной идеей. Он касается и бескультурного поведения, и насилия, и коррупции. Всех проблем, от которых мы как нация устали.
Мы сами определяем, какой будет наша страна. Государство сделает все возможное, чтобы создать условия для того, чтобы любые правонарушения были невозможны. Но без солидарности, без идеологии закона и порядка сделать это будет в разы сложнее. Мы, граждане, – и есть главная опора справедливого Казахстана. Без нашего участия построить его не получится», - заключил депутат Мажилиса Никита Шаталов.