Госзакупки и выдача земельных участков: озвучены главные коррупционные риски в Акмолинской области

Ахметбеков Асхат
20.09.2023, 15:35

В региональном департаменте Антикоррупционной службы представили данные

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото пресс-службы ДАПК по Акмолинской области

О том, какие коррупционные риски существуют на сегодняшний день в Акмолинской области, рассказал на прошедшем брифинге руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области Асхат Оразхан, передает Azattyq Rýhy.

По словам спикера, в Акмолинской области к числу насущных проблем жителей отнесены вопросы сфер сельского хозяйства, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, а также вопросы бизнеса.

«Как известно, Акмолинская область – один из крупных аграрных регионов страны. Но, к сожалению, сельскохозяйственная отрасль постоянно подвержена коррупционному воздействию. Однако наша цель – не добиваться количественных показателей, а исключать рецидивы. К примеру, были установлены серьезные коррупционные риски в вопросах обеспечения сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом по льготной цене. В частности, не были урегулированы ни порядок согласования объема и доставки дизельного топлива, ни процесс отбора оператора для реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ). А главная проблема была в том, что отсутствовал единый подход к предоставлению льготного топлива по всей стране. Вам уже известен случай с экс-руководителем областного управления сельского хозяйства по факту получения взятки», – поделился Асхат Оразхан.

Совместно с акиматом области была обеспечена прозрачность процедуры определения операторов дизтоплива путем вовлечения самих фермеров в этот процесс. В итоге более двух тысяч аграриев региона в прошлом и текущем годах получили льготные ГСМ и смогли своевременно провести на местах посевные и уборочные работы.

«Одновременно мы направили предложения законодательного характера в Агентство по противодействию коррупции. В результате совместных усилий департамента и агентства в апреле этого года Министерство сельского хозяйства утвердило Правила поставки ГСМ. Таким образом процесс господдержки по предоставлению удешевленного ГСМ фермерам впервые законодательно урегулирован на республиканском уровне», – отметил спикер.

Одними из острых для населения остаются и земельные вопросы. Эта сфера, как отметил выступающий, как и сельское хозяйство, также наиболее подвержена коррупционным рискам. К примеру, работниками земельной сферы совершались незаконные действия в вопросах предоставления дополнительных земельных участков. Так, в прошлом году по фактам хищения осужден завсектором Отдела земельных отношений города Кокшетау.

«Когда в рамках внешнего анализа коррупционных рисков мы стали изучать эту ситуацию, то оказалось, что законодательством не предусмотрен отдельный порядок предоставления дополнительных земельных участков. Это позволяет местным исполнительным органам в своих интересах одним лицам предоставлять дополнительные земельные участки, а другим – отказывать. По данному вопросу мы направили соответствующие рекомендации в Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства, сейчас их рассматривают», – добавил Асхат Оразхан.

Как подчеркнул спикер, еще одним чувствительным вопросом для населения стала нехватка пастбищных угодий для выпаса скота. Для комплексного решения этого вопроса действует рабочая группа по изъятию неиспользуемых земель сельхозназначения, куда вошли представители правоохранительных и уполномоченных госорганов.

«В составе комиссии мы выезжали в районные центры, проводили совещания по добровольному возврату земель. В целом, благодаря общим усилиям только за прошлый и текущий годы удалось добровольно возвратить в госфонд 457 тысяч гектаров земли», – пояснил Асхат Оразхан. 

Следующий вопрос – сфера дорог. Если взять текущий год, то на ремонт автомобильных дорог местного значения в регионе предусмотрено 42,3 миллиарда тенге. И здесь важно обеспечить качество дорог и предотвратить нерациональное использование бюджетных средств.

«Мы не ждем, когда дороги уже примут в эксплуатацию после ремонта или строительства, а мониторим еще на стадии выполнения работ. При выявлении нарушений сразу информируем руководство региона и всех заинтересованных органов для принятия необходимых мер. К примеру, в марте текущего года совместно с общественниками мы выявили ряд дефектов дорожного полотна на шести улицах города Кокшетау и села Красный Яр, где уже проведены ремонтные работы, но имеются гарантийные сроки. Выявленные недостатки говорят о том, что ремонт подрядчики делают некачественно, нет должного контроля со стороны заказчика, а технический надзор проявляет низкую ответственность», – поделился Асхат Оразхан.

Все замечания были озвучены на встрече с участием акима города Кокшетау, заказчиков и подрядчиков. В итоге в рамках гарантийных обязательств все дефекты устранены.

В сфере экологии, а именно, в рыбохозяйственной деятельности, были выявлены незаконное рыболовство на водоеме Мырзакольсор. Этот водоем является накопителем сточных вод города Кокшетау (хозяйственно-фекальных и промышленных стоков). Вода и рыба в нем не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам.

«При этом рыбная продукция с озера продавалась на рынках городов Астаны, Петропавловска, Кокшетау и других населенных пунктов Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. Учитывая серьезность последствий реализации нелегальной рыбы для здоровья и жизни населения по нашей инициативе Мырзакольсор исключен из перечня рыбохозяйственных водоемов на основании распоряжения акима области. Таким образом, удалось исключить коррупционные риски, связанные с рыболовством на озере, а также предотвратить угрозу заражения население различными болезнями», – отметил Асхат Оразхан.

Как сказал глава государства на проведенной встрече с представителями отечественного бизнеса, госаппарат обязан помогать предпринимателям, а бизнес должен стать истинно равноправным партнером госаппарата. В этом контексте в регионе реализуется проект «Бизнеске жол». Всего с начала реализации проекта была оказана помощь более 450 предпринимателям области в различных сферах.

«К примеру, в июле этого года мы провели антикоррупционный мониторинг в сфере рыбного хозяйства, где установили ряд проблем и коррупционных рисков, негативно влияющих на развитие бизнеса в этой отрасли.  Ключевыми проблемными вопросами здесь стали несовершенство нормативно-правовой базы, непрозрачность процедуры включения водоемов в перечень рыбохозяйственных водоемов местного значения, отсутствие согласований с уполномоченными органами при выдаче разрешений на специальное водопользование, а также отсутствие нормативного регулирования предоставления водоемов, искусственно сформированных в ходе осуществления деятельности недропользования», – продолжил выступающий.

К примеру, есть случаи, когда предприниматели по итогам торгов заключают договора с местными исполнительными органами для ведения рыбного хозяйства. Однако им приходится сталкиваться с возмущениями местных жителей, которые, указывая на то, что водоемы необходимы, чтобы поить домашний скот, требуют расторжения договоров. По сути, все документы оформлены законно, нет оснований для расторжения договора, но в итоге предприниматели не могут заниматься бизнесом, так как втянуты в процесс разбирательств и доказывания правомерности своих действий. В худшем случае для предпринимателя станет отказ от рыборазведения. И такая проблема возникает из-за того, что нет требований о проведении общественного слушания при включении водоема в перечень рыбохозяйственных водоемов, находящихся вблизи населенных пунктов. В итоге были направлены рекомендации в уполномоченные органы (Комитет рыбного хозяйства, Комитет по водным ресурсам) для принятия соответствующих мер.

«Немаловажный превентивный инструмент – мониторинг госзакупок. Основная задача – предупредить искусственное завышение стоимости товаров уже на стадии планирования. При установлении завышенных цен на госзакупки мы направляем рекомендации. Заказчики пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их. Повторюсь, что мы даем рекомендации только на планируемые закупки госорганов, не вмешиваясь в процедуры уже объявленных госзакупок», – отметил Асхат Оразхан.

К примеру, предприятие «Кокшетау су арнасы» при акимате города Кокшетау запланировало приобрести модульный гараж на 12 машиномест на сумму 169,5 миллиона тенге, в то время как среднерыночная стоимость такого гаража составляет 108 миллионов тенге. После вмешательства ведомства организация отказалась от госзакупки, в итоге экономия составила 169,5 миллиона тенге.

Так, всего с начала года в регионе удалось сэкономить свыше 1 миллиарда тенге бюджетных средств.

«Для этого круглосуточно работает колл-центр агентства 1424, в «Антикор орталығы» проводим прием граждан и предпринимателей, можно напрямую обращаться и через аккаунт в фейсбуке, одним словом, мы всегда открыты для диалога с бизнесом и жителями», – подытожил выступающий.

Вам будет интересно: