$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Запретить буллинг на законодательном уровне просят в Казахстане

В новых поправках пока этого нет

Запретить буллинг на законодательном уровне просят в Казахстане
Фото: psy.su, depositphotos, narodna-pravda.ua, sitv.ru

Ежегодно в Казахстане совершается около 2000 преступлений против детей. Ежедневно 1-2 ребенка совершают суицид или пытаются покончить жизнь самоубийством. Однако за 8 месяцев этого года по сравнению с прошлым годом количество самоубийств среди детей увеличилось на 47,9%, а количество преступлений, совершенных против детей, – на 18%. За один день среди детей совершается пять преступлений. Актуальной остается и проблема буллинга. В своем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев определил конкретные задачи, направленные на изменение этой ситуации. В этой связи в Казахстане разработан проект закона по вопросам безопасности детей, передает Azattyq Rýhy.

По словам уполномоченного по правам ребенка в РК Динары Закиевой, в новом законопроекте более 50 норм, которые предусматривают изменения в 4 кодекса и 10 законов. Среди них поправки, касающиеся насилия над детьми, жестокости, сексуального насилия, издевательств, падения из окон, инфраструктурной безопасности и лицензирования детских учреждений. При этом государство нацелено на создание системы и инфраструктуры оказания социальной помощи семьям, внедрение профилактических механизмов и инструментов.

«Основной посыл законопроекта – сформировать культуру недопустимости насилия в отношении детей, а это прежде всего неотвратимость наказания и система профилактики. Первое: предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью «Насилие в отношении несовершеннолетнего», охватывающую все формы деяний, связанных с применением физического насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, посредством пересмотра норм существующей статьи 140 УК РК «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», регламентировав в ней три части, связанные со всеми возможными субъектами, применяющими насилие в отношении несовершеннолетних и, соответственно, охватом всех форм подобных деяний с ужесточением наказания», – рассказала Динара Закиева.

Кроме того, в законопроекте предусматриваются курсы психологической помощи для лиц, совершивших деяния, связанные с жестоким обращением с детьми, для профилактики и исключения подобных случаев. В рамках ужесточения наказаний за преступления в отношении несовершеннолетних разработчики считают необходимым исключить примирение сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением в отношении несовершеннолетних, тем самым вносят изменение в статью 68 УК РК. Это делается в связи с тем, что 30% случаев закрывается за примирением сторон. Также предлагается ужесточить и обеспечить неотвратимость наказания, путем исключения ограничения свободы, оставив лишение свободы, по статьям 106, 107, 110 УК РК.

«Также необходимо внести статью в Уголовный кодекс – «Пприставание сексуального характера к несовершеннолетним», наказание за данное деяние и предусмотреть пробационный контроль. Это международная практика. Случаев таких много, но привлечь к ответственности не могут. Статьи с составом нет», – говорит детский омбудсмен.

Необходимо и дальнейшее ужесточение наказания по преступлению, связанному с изнасилованием несовершеннолетних, оставив лишь пожизненное наказание, без существующей вариативности 15-20 лет, по примеру статьи 121 УК РК «Насильственные действия сексуального характера» по отношению к несовершеннолетним. Еще одна важная норма – содержание лиц, совершивших преступление против несовершеннолетнего, на время досудебных следственных действий по преступлениям, связанным со средним, тяжким вредом, истязанием и преступлениями против половой неприкосновенности. Также предлагается закрепить компетенции за уполномоченным органом по разработке программы помощи жертвам насилия.   

«Ситуация, которая сложилась с безопасностью детей в детских учреждениях, требует введения стандартов, нормативов и требований. В этой связи необходимо ввести лицензирование и исключить мораторий на проверки. Конечно, при этом необходимо предусмотреть прозрачные механизмы. Сегодня, к сожалению, только в пяти регионах предусмотрен бесплатный проезд детям в общественном городском транспорте. Поэтому законопроектом предлагается ввести запрет на высадку ребенка из общественного транспорта, находящегося без сопровождения родителя и введение ответственности», – также добавила Динара Закиева.

В законопроекте предусмотрены и иные меры по обеспечению безопасности детской инфраструктуры. Кроме того, предусмотрены поправки по созданию системы социальной поддержки семей, в том числе за счет закрепления функции по координации помощи семьям и выводу из трудной жизненной ситуации за социальной защитой, закреплением открываемых в 152 районах центров поддержки семьи, также единого государственного контакт-центра – телефона доверия как основы для профилактики различных форм нарушения прав детей.

Предусмотрен комплекс мер и по антибуллиноговой программе. Это открытие центров психологической поддержки в регионах для введения единого, системно подхода работы психологической службы в школах для выявления, профилактики суицида, буллинга и насилия.

«Для профилактики, недопущения насилия и формирования культуры нужен комплекс мер, включающий разные направления. Поэтому была утверждена дорожная карта и комплексный план по основным институциональным, законодательным изменениям, куда вошли также решение кадровых вопросов, информационная работа, развитие инфраструктуры для детей в сельской местности и другое», – заключила Динара Закиева.

Стоит отметить, что с 2022 года в Казахстане действует Детский комитет по правам человека, образованный при омбудсмене. Эти дети также выработали пять очень четких рекомендаций, о которых рассказала председатель ОО «Қадiр-қасиет» Анара Ибраева. Первое – это вообще запретить буллинг в Казахстане на законодательном уровне.

«Все общество помнит, что в мае 2022 года вступили в силу четыре закона, в которые внесли определение термина «буллинг». Но еще полтора года назад буллинг не был запрещен. Ну и что, что у нас есть определение этого термина, когда это зло не запрещено? Почему нужно запретить? Потому что в основе этого буллинга лежат нарушения сразу нескольких прав детей, конституционных прав – на уважение человеческого достоинства и свободу от пыток, унижения, защита или свобода от дискриминации, то есть от неравенства», – перечислила Анара Ибраева.

И это не голословные заявления, все это основано на исследованиях, которые проведены в шести школах Казахстана. 69% детей в русскоязычных школах и 82% в казахоязычных, которые приняли участие в голосовании, сказали, что дети не могут сами разобраться с буллингом, они выступили за то, чтобы им помогли. Второе: по словам 27% опрошенных в русскоязычных школах и 23% – в казахоязычных, учителя и взрослые знают о существовании буллинга. Еще один детский аргумент в пользы запрета – это то, что, когда правонарушение совершается в отношении взрослого, это является преступлением и всегда последует наказание. Но вот в отношении детей это же преступление обычно остается без наказания.

«Заметьте, здесь вот такая дилемма: на самом деле буллинг не влечет никакого наказания. Безнаказанность – это то, что у нас сейчас творится, и дети это испытывают. Поэтому Детский комитет говорит: «Закрепите право ребенка на самостоятельное обращение в госорганы с сообщением о насилии и буллинге». Что это значит? Ни КоАП, ни УК, ни УПК не запрещают обращения ребенка в полицию, прокуратуру и так далее. Но вместе с этим, когда вы видели, чтобы пришел ребенок в полицию и у него взяли это заявление? Такой практики нет. У нас есть больше случаев: дети приходили в полицию и суды, но их не пускали на порог и не воспринимали», – констатирует Анара Ибраева.

Но если законодательство не запрещает детям обращаться, почему же тогда заявления не принимают? А для решения этого вопроса дети предложили создать Суд по вопросам равенства и защиты от дискриминации.

«Посмотрите, что есть причиной буллинга, исходя из нашего исследования. Это внешность – 12 и 19% в зависимости русский или казахоязычный класс, это одежда, которой различаются дети – это 10% и 14% прямые ответы детей, это неумение постоять за себя – 16,1% и 19,7%, это слабаки. То есть дети, которые просто не дают отпор, не потому что у них нет физической силы, а потому что они может быть так воспитаны. Это 28% в русскоязычных и 48,8% – в казахскоязычных классах. То есть, если ты слабак или ты не даешь отпор, значит тебя можно буллить. Это разные причины, по которым происходит неравенство или дискриминация. А создание такого суда снимет ответственность с государственных органов. Потому что, если такой суд появится, это уже будет ответственность человека – человек хочет обратится в этот суд и сам себя защитит. Не хочет – он не обратится», – объясняет она.  

И последнее предложение Детского комитета по правам человека – ввести предмет права человека в каждой школе. Потому что таким образом Казахстан будет готовить детей, которые могут отвечать сами за себя.

А вот PhD по юриспруденции, ассоциированный профессор Университета КазГЮУ имени М.С. Нарикбаева Муслим Хасенов проанализировал статистку по суицидам за последние 8 лет и пришел «к достаточно шокирующим выводам». По его словам, ежегодно в Казахстане в среднем 172 ребенка совершают акты суицида, а количество попыток суицида среди несовершеннолетних достигает 350 случаев в год. То есть это 527 конкретных фактов суицидальности среди детей. Но если посмотреть на количество уголовных дел, возбуждаемых по статье 105 УК РК «Доведение до самоубийства», то таких дел регистрируется около 40, или не более 25%, а если взять вместе с попытками суицидов, то эта доля не достигает даже 8%.

«Получается по остальным 77% случаям детского суицида даже не возбуждаются досудебные расследования и не регистрируются в Едином реестре досудебных расследований. Причины такой ситуации чисто юридические. Формально само по себе проявление суицида не является уголовным правонарушением. Соответственно формально такие факты не являются поводом к началу досудебного расследования согласно 180-й статье УПК. То есть это должно быть либо заявление физического лица, либо сообщение должностного лица, либо явка с повинной, либо сообщение в СМИ, или рапорт должностного лица. Но мы все понимаем, что суицид – это абсолютно ненормальное явление, неестественная смерть, даже насильственная смерть. Мы не должны упрощенно воспринимать суицид как добровольный уход из жизни, особенно если это касается ребенка. Потому что это очень циничный и опасный подход», – заявляет спикер.

Он подчеркивает, что у любого суицида, особенно детского, есть причины – когда человек, особенно ребенок доведен до отчаяния и помимо внутренних психологических факторов есть внешние. И в науке уголовного права уже сформировалось понятие «криминальный суицид» – это такое самоубийство, причиной которого выступает внешнее негативное воздействие физического, психического, информационного характера.

Правовая статистика в Казахстане говорит, что по 40% всех детских суицидов причины не установлены.

«Это серьезный сигнал. А как же мы установим причины, если мы изначально по факту не проводим расследование?» – задается вопросом Муслим Хасенов.

А если, продолжает он, нет расследования, сбора доказательств, практически невозможно установить и вину, виновных привлечь к ответственности. Есть и факты, когда родственники лиц, совершивших суицид, по каким-то причинам не подают заявление либо отказываются от возбуждения – ввиду страха, подкупа либо просто нежелания в силу трагических обстоятельств. Но, подчеркивает он, важно понимать, что уголовный процесс располагает всем необходимым инструментарием для выяснения всех причин. В связи с чем он предлагает внести в статью 180 УК РК дополнение, что факт суицида должен быть поводом к началу досудебного расследования, потому что каждый факт детского суицида правоохранительные органы Казахстана должны расследовать. Ведь только так можно разобраться в истинных причинах и выявить виновных.

Новости партнеров