Бытовое насилие: в случае обращений 92% дебоширов привлекаются к ответственности в Казахстане

Автор: Ахметбеков Асхат

Новые поправки в законодательство позволяют наказывать домашних тиранов

Фото: mygazeta.com, depositphotos, mel.fm, 40gkp.by

Вопросы противодействия бытовому насилию постоянно стоят на повестке дня в Казахстане. На одной из последних заседаний Коллегии Министерства внутренних дел Президент Касым-Жомарт Токаев вновь высказался на эту тему, заявив, что статистика в этой сфере неутешительная: за последние два с половиной года совершены 300 убийств, зарегистрированы 878 фактов причинения тяжкого вреда здоровью и 808 – среднего вреда. Поэтому в этой сфере нужна комплексная работа. Действительно, насилие – это острая социальная проблема, поскольку оно не только негативно отражается на самих жертвах, но и дестабилизирует общество в целом, несет угрозу социальному порядку. Подходы к решению этой не простой проблемы разделили общество на два лагеря. О том, как государство намерено решать эту проблему, читайте в материале Azattyq Rýhy.

По словам заместителя министра внутренних дел Игоря Лепехи, в настоящее время рядом общественников поднимается вопрос о переводе данных правонарушений в категорию преступлений. Однако споры о криминализации деяния за причинение легкого вреда здоровью происходят уже на протяжении нескольких лет. Например, с 1997 года по 2011 год эти деяния были уголовными преступлениями и наказывались по статье 105 УК РК. С 2011 года по 2014 год данный состав был декриминализован и переведен в Кодекс об административных правонарушениях, наряду с неосторожным причинением средней тяжести вреда здоровью – статья 79-3. С введением в действие в 2015 году новых Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях эти деяния перешли в категорию уголовных проступков, квалифицируемых как причинение легкого вреда здоровью и побои – статьи 108 и 109 УК РК соответственно, которые просуществовали до июля 2017 года. Однако ожидания, что ужесточение наказания придаст дополнительный импульс снижения семейно-бытового насилия, не оправдались.

«Этому было несколько причин. Первое – процесс досудебного и судебного производства в корне отличается от ведения административного производства и сильно забюрократизирован. Указанные правонарушения относились к делам частного обвинения, в связи с чем полиция была лишена возможности сбора доказательств и предоставления суду противоправности действий правонарушителя. К тому же сложилась парадоксальная ситуация, когда жертва должна была самостоятельно предоставлять суду доказательства, а также доставлять своих обидчиков и свидетелей на судебный процесс», – объясняет Игорь Лепеха.

По сути, говорит он, выполнить эти условия было не под силу, поскольку особенности семейно-бытовых отношений предусматривают различные формы ее зависимости от агрессора – финансовые, психологические, физические и так далее. Не работал и принцип незамедлительного принятия превентивных мер к агрессорам, так как в полиции отказывали в принятии в производство заявления, со ссылкой, что расследование по таким делам может проводить только суд.

Второй момент – это санкции. Как правило, семейно-бытовому насилию способствует ряд социальных проблем, таких как злоупотребление алкоголем, безработица, бытовая неустроенность и низкий социально-экономический уровень семьи. На этом фоне внушительный штраф, который составлял 200 месячных расчетных показателей (МРП), или почти 500 тысяч тенге, был неподъемен для семейного бюджета, бремя оплаты которого ложилось не на правонарушителя, а на всю семью. При этом уголовный арест к правонарушителям не применялся в связи с отсутствием арестных домов. К тому же перспектива привлечения члена семьи к уголовной ответственности еще больше влияла на решение жертвы не придавать данные обстоятельства огласке.

Ну и третье – в стране перестали работать механизмы защитного предписания и установления особых требований к поведению правонарушителей. То есть участковые инспекторы были лишены возможности ставить семейных дебоширов на профучет и контроль для проведения соответствующей превентивной работы.

«Насилие в быту приобретало латентный характер, а систематические конфликты стали переходить в более жесткие формы семейных отношений. Нередко такое напряжение перерастало уже в тяжкие преступления. Фактически за то время, когда два состава правонарушений – побои и легкий вред здоровью – рассматривались через призму уголовного закона, было подорвано доверие граждан к государственной власти, поскольку защита жертв от бытового насилия была неэффективной», – признал замминистра.

По официальной статистике, в 2016 году реальное наказание по статьям 108 и 109 УК РК понесли всего 718 человек против 18,5 тысячи в 2014 году, привлеченных в порядке КоАП. В результате в 2017 году из-за низкого превентивного эффекта, на фоне сложной процедуры доказывания и большого числа увода лиц от ответственности, законодателем было принято решение о возврате данного состава в категорию административного правонарушения. И, заверяет Игорь Лепеха, практика показала, что перевод указанных статей в административно-правовую плоскость уже в первый же год привело к 10-кратному увеличению лиц, привлеченных к ответственности, что доказывает его результативность. С другой стороны, подчеркивает он, это еще раз подтверждает тот факт, что правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений не снизились, а перешли в тень.

«Предотвращение и профилактика домашнего насилия является актуальным вопросом семейно-демографической политики Республики Казахстан. Ежегодно в полицию поступает более 100 тысяч обращений по фактам бытового насилия. Жертвы открыто заявляют о семейно-бытовых конфликтах. В то же время по 60% из них полиция не смогла принять меры из-за отказа потерпевших от подачи заявлений», – приводит данные замминистра.  

В сентябре 2022 года в своем Послании народу Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал поручение по ужесточению ответственности за бытовое насилие. И уже с 1 июля 2023 года вступили в законную силу поправки, направленные на ужесточение административной ответственности за бытовое насилие. То есть полиция перешла от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений.

«Практика показывает, что жертвы обращаются в полицию в момент угрозы жизни либо здоровью, а по прибытию сотрудников полиции отказываются писать заявления на агрессоров. Только в прошлом году таких фактов было более 70 тысяч. Зачастую после ухода полиции конфликт в семье продолжался и порой это приводило к более тяжким последствиям. Внесенные поправки позволили возбуждать дела об административных правонарушениях без заявления потерпевших, то есть по факту совершения бытового насилия. Сейчас по 92% обращениям «семейные дебоширы» привлекаются к ответственности. Окончательное решение принимает суд», – отмечает Игорь Лепеха.

Как результат: после изменения законодательства только за июль-август число привлеченных «домашних тиранов» возросло в три раза. Если в мае и июне к административной ответственности привлечены 5,3 тысячи таких лиц, то за июль и август их число составило более 16 тысяч.  Соответственно в 2 раза увеличилось число арестованных «дебоширов»: до 1 июля – 1 392, после – 2 389 человек. В целом, считают в МВД, в обществе формируется процесс нетерпимости насилия в семье, а со стороны государства неотвратимости наказания.

«Сейчас в результате принятых мер намечается тенденция к снижению уголовных правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений на 10,2%, с 668 до 600, при этом убийств – на 6%, с 83 до 78, и причинений тяжкого вреда здоровью – на 19,3%, с 264 до 213», – приводит еще одну статистику он.

Для обеспечения безопасности потерпевших за 8 месяцев 2023 года вынесены более 61 тысячи защитных предписаний, выявлены 3316 нарушений защитного предписания, в отношении дебоширов составлены более 24 тысяч административных протоколов. Из них по решению суда арестованы более 5 тысяч лиц. При этом 2400 лиц – только за июль-август, предупреждены около 5 тысяч, оштрафованы – 155. По ходатайству полиции судами установлены более 10 тысяч особых требований к поведению правонарушителей, в том числе с запретом употреблять алкогольные напитки.

«Все они ставятся на профилактический учет, который позволяет участковым инспекторам полиции осуществлять контроль за поведением правонарушителя. В результате за нарушение установленных ограничений привлечены к административной ответственности более 4 тысяч «семейных тиранов», – говорит Игорь Лепеха.

Вместе с тем, констатирует он, это только карательные меры. Ведь большинство преступлений в быту совершается в состоянии опьянения. Однако вопрос изоляции «пьяных дебоширов» на сегодня не решен. В стране функционируют всего лишь 35 центров временной адаптации и детоксикации, в народе их называют «медвытрезвители», на 778 койко-мест. И этого, подчеркивают в МВД, крайне мало. Ведь только в этом году в них доставлены более 140 тысяч лиц, находившихся в состоянии средней степени алкогольного опьянения. То есть практика такова, что уже в первой половине дня вытрезвители полностью заполняются, тогда как основной вал приходится на вечернее и ночное время. Сегодня по стране необходимы еще 32 таких учреждения на 594 койко-места. И это минимум.

Не решены и вопросы принудительного лечения хронических «алкоголиков». При этом процедура направления в них граждан крайне забюрократизирована.

«По факту в лечении таких лиц заинтересованы только участковые инспектора. Так как это дает возможность временно изолировать дебоширов от родных и близких на срок от 6 месяцев до 2 лет и, тем самым, предупредить преступление. Однако медицинские работники наркологических учреждений неохотно выносят соответствующие решения. В результате полицейские вынуждены заниматься этой работой зачастую за счет собственных средств. Это оформление материалов в суды, сдача анализов, прохождение экспертизы правонарушителем и его доставление для госпитализации в медучреждения», – рассказывает замминистра.

Не хватает мест и для тех, кто состоит на учете в наркологии. И здесь тоже необходимо построить минимум 11 учреждений.

Но и эти меры не позволяют устранить коренные причины совершения бытового насилия.

Согласно сложившейся практике, в Казахстане помощь оказывается только жертвам бытового насилия, а в отношении агрессоров применяются только «репрессивные» меры, что зачастую только ожесточает их. Изучив международный опыт, МВД совместно с Союзом кризисных центров и Фондом имени Фридриха Эберта в пилотном режиме апробировали канадскую методику оценки риска «Одара». Данный инструмент оценки бытового насилия позволяет спрогнозировать риски совершения повторных насильственных действий у агрессоров, а достоверность прогноза составляет 72%. Кроме того, перевоспитанием агрессора занимаются представители гражданского общества. В результате разрешение вопросов по фактам семейно-бытового насилия ориентировано не на безусловное лишение свободы агрессора, а на его возвращение к полноценной жизни и примирение с потерпевшей стороной.

«Такой подход обеспечивает четкое взаимодействие всех уполномоченных органов и гражданского общества под общей координации полиции. Для апробации данного инструмента МВД совместно с акиматами в Сарыаркинском районе Астаны, Бостандыкском районе в Алматы и Павлодаре проведен пилотный проект. С августа 2023 года он масштабирован на всю страну», – рассказал Игорь Лепеха.

Срок реализации проекта – 1 год. По его итогам ожидается снижение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе повторных, а также формирование механизмов межведомственного реагирования на бытовое насилие.

Кроме того, по поручению главы государства разработана Концепция обеспечения общественной безопасности до 2028 года в партнерстве с обществом, которая находится в настоящее время на согласовании. Ожидается, что в скором времени документ подпишет Президент.