В этом году Департамент торговли и защиты прав потребителей обратились более 500 акмолинцев
В 2023 году в Акмолинской области рассмотрены 560 жалоб потребителей, из них 22% – по электронной торговле. Как защититься от интернет-мошенничества акмолинцам, рассказал на прошедшем брифинге главный специалист Департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торгивли и интеграции РК по Акмолинской области Нурлан Калкамбаев, передает Azattyq Rýhy.
По обращению акмолинцев оказана помощь в возврате денежных средств по различным отраслям на общую сумму 46 млн тенге, в том числе по электронной торговле – 2,9 млн тенге.
«Жалобы акмолинских потребителей по электронной торговле касаются вопросов несоответствия товара образцу и описанию, несоблюдение продавцами срока по доставке товаров, предоставление некачественного товара, отказ от предоставления товара после оплаты. При этом имеются факты мошенничества недобросовестных предпринимателей по продажам одежды, мебели на заказ и даже мотоциклов через на интернет – сайты, в социальных сетях», – поделился Нурлан Калкамбаев.
Так, к примеру, житель города Кокшетау обратился на телефон горячей линии департамента, что приобрел через рекламу на страницах социальных сети Facebook комплект, состоящий из армейских часов Аmst и мужского кожаного портмоне на сумму 35 000 тенге. По факту оказалось, что продавец прислал совсем не то. Вещи оказались из кожзаменителя, стекло на часах сломано. Департаментом в соответствии со статьей 42-4 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» была оказана правовая помощь в составлении претензии, которую направили на электронный адрес продавца. Однако неоднократные попытки дозвониться продавцу не увенчались успехом, телефон постоянно был занят. В настоящее время данная страница мошенниками удалена из социальной сети.
Еще один пример. Жительница города Алматы разместила заказ на мебель через Instagram исполнителя на сайте Palento.kz. По информации, адрес продавца был в городе Макинске Акмолинской области. После произведения оплаты на платежную карту банка в сумме 100 тыс. тенге продавец перестал выходить на связь.
«Вместе с тем, отмечаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Республики «О защите прав потребителей» потребителю при реализации продавцом товара в электронной торговле в случае технической реализации должна быть предоставлена возможность оценки или комментирования товара и продавца. Потребителю надо быть бдительным и требовать от магазина предоставить информацию об юридическом лице. Необходимо проверить ее, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Также необходимо убедится, что есть юридический адрес, по которому можно будет направить претензию в случае, если покупатель будет не доволен покупкой», – добавил спикер.
Как было отмечено, департамент не проводит розыскные мероприятия недобросовестных участников электронной торговли. Розыскные мероприятия интернет-мошенников рассматриваются органами полиции.
«Но при этом потребитель может заявить о своих нарушенных правах. Через сервис e-tutynushy.kz. Главная задача этого сайта – улучшить качество жизни граждан и представителей бизнеса, общественных организаций и государства для оперативного решения возникающих вопросов», – резюмировал Нурлан Калкамбаев.