Почему пробуксовывает работа по ликвидации свалок в регионах, рассказал министр

Автор: Ахметбеков Асхат

По словам Ерлана Нысанбаева, акиматы ведут недостаточную работу по их устранению

Фото: © pxhere.com, Сергей Бобылев / ТАСС, пресс-служба МЭПР РК

В конце 2022 года на заседании Совета по зеленой экономике премьер-министр РК Алихан Смаилов поручил акиматам до 1 июня 2023 года обеспечить ликвидацию всех несанкционированных свалок. По данным космомониторинга, на тот момент ликвидация стихийных свалок составляла 77%, а самое большое их количество было выявлено в Акмолинской области (830 свалок), Карагандинской области (745), а слабая работа проводилась в Абайской и Алытауской областях (соответственно на 10% и 15%). Вот только, как оказалось, несмотря на поручения, работа по ликвидации таких свалок проводится не самым лучшим образом, акиматы не всегда качественно занимаются этой работой, а населению и бизнесу зачастую дешевле заплатить штраф, чем везти мусор на полигон, передает Azattyq Rýhy.

По данным Министерства экологии и природных ресурсов РК, с мая 2023 года в Казахстане выявлены 5 578 свалок, но ликвидация достигла всего лишь 50%, или 2794 объектов. Слабую работу по ликвидации показывают Абайская и Мангистауская области – всего по 16%. В первой, например, выявлены 348 объектов, а ликвидированы – 57. Во втором случае из 111 свалок ликвидированы только 18. Не лучше обстоит ситуация и в Улытауской области, где выявлены 205 свалок, а ликвидированы всего лишь 20%, или 42, а в Астане – треть: из 338 только 104.  

«Только в прошлый четверг уровень ликвидации составлял 44%, или 2475 объектов. То есть всего за три-четыре дня было удалено порядка 330 свалок», – говорит глава ведомства Ерлан Нысанбаев.

Места нахождения стихийных свалок в 39 населенных пунктах страны. Красным цветом обозначены выявленные стихийные свалки по состоянию на 25 сентября

«Хочу отметить, что на данной территории выявлены факты прикреплений на геопортале одних и тех же фотографий к разным локациям, при этом фотографии не соответствуют местности», – добавляет министр.

Ситуация в Улытауской области

По его словам, основными причинами образования несанкционированных свалок являются: обращение с коммунальными и строительными отходами, что показывает слабую работу со стороны акиматов, а также низкий контроль по соблюдению требований по управлению стройотходами со стороны образователей. Для предотвращения образования стихийных свалок Министерством экологии принят ряд мер на законодательном уровне: внедрено лицензирование и уведомительный порядок для субъектов предпринимательства по управлению отходами, введено обязательство по раздельному сбору отходов по фракциям, также увеличены штрафы за нарушение требований по обращению с отходами на физических лиц с 10 месячных расчетных показателей (МРП) на 50 МРП, для юридических лиц  малого предпринимательства – 100 МРП, среднего – 100% и крупного – 200% от экономической выгоды. Кроме того, имеется необходимая компетенция акиматов для развития инфраструктуры в данной сфере, в частности на предоставление земельных участков, подключение инфраструктуры по водообеспечению и водоотведению, электричеством, разработки мероприятий и экономических инструментов, предоставления преференций субъектам бизнеса, заключения договоров государственно-частного партнерства. Также ведется работа по вводу в опытную эксплуатацию информационной системы Минэкологии по отображению передвижения мусоровывозящей техники с помощью GPS-датчиков, планируется в следующем году ввести в промышленную эксплуатацию.

«Уже реализован пилотный проект в Шымкенте. В режиме реального времени мы видим передвижение 42 мусоровывозящих транспортных средств – от мест сбора отходов до мест их размещения», – отмечает Ерлан Нысанбаев.

Глава ведомства считает, что акиматам необходимо обеспечить подключение мусоровывозящих организации к работе в информационной системе.

Кроме того, ведомством разработан совместный приказ с Министерством внутренних дел РК по пресечению незаконного размещения отходов, в рамках которого совместными мобильными группами проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление фактов незаконной транспортировки отходов. И только в 2023 году выявлены порядка 63 тысяч административных правонарушений.

Одной из причин образования стихийных свалок является неузаконенные полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). В этой связи решен вопрос по строительству новых полигонов без технико-экономического обоснования для населения с численностью до 50 тысяч человек, что позволит сэкономить бюджетные средства и сократить сроки строительства полигонов ТБО.

Вместе с тем, учитывая, что данных мер недостаточно, министерством прорабатывается ряд новых мер. В частности, на сегодняшний день зона охвата космомониторингом составляет 39 населенных пунктов, что не дает полную картину по стихийным свалкам на уровне страны. Поэтому с 2024 года планируется увеличить зону охвата населенных пунктов. Также Минэкологии намерено усилить контроль перемещения строительных отходов за счет отслеживания в системе eQurylys. А именно – объемов образования и наличия договоров со спецпредприятиями с последующей интеграцией данной системы с информационной системой министерства по отслеживанию мусоровозов. Решить частично проблему должны и национальные стандарты по повторному использованию строительных отходов, которые сегодня разрабатываются. В то же время Министерству внутренних дел предполагается дать полномочия изымать транспортное средство в случае повторного нарушения несанкционированного размещения отходов. Для этого будут разработаны соответствующие поправки в законодательство.

«На встречах с отраслевыми ассоциациями в сфере управления с отходами отмечается слабая работа акиматов и необходимость материально-технического оснащения регионов. Совместно с нашей подведомственной организацией АО «Жасыл даму» планируем усилить работу в данном направлении и принятие соответствующих поправок в экологическое законодательство РК. Хочу отметить, что подведомственной организацией были направлены запросы в акиматы по потребности в инфраструктуре, однако не всеми акиматами представлены качественные сведения. По анализу представленных сведений сформирован предварительный пул из семи проектов по сортировке, переработке и утилизации отходов на сумму порядка 38 миллиардов тенге в Астане, Шымкенте, Алматинской и Костанайской областях», – добавил Ерлан Нысанбаев.

Вот только, учитывая, что принятие поправок в отраслевое законодательство может затянуться на неопределенный срок, для приоритетного использования утилизационных платежей на экологию ведомство предлагает рассмотреть возможность финансирования проектов по аналогии с льготным автокредитованием через постановление Правительства.

В целом же, для развития отрасли акиматам необходимо и важно принять программы управления коммунальными отходами, в которых будут отображаться фактические объемы образуемых отходов и тенденции их роста, состав коммунальных отходов, имеющаяся инфраструктура и потребность в ней. Данная программа, считает Ерлан Нысанбаев, позволит потенциальным инвесторам оценить возможности регионов. Кроме того, акиматам надо обратить также внимание на качество разрабатываемых планов природоохранных мероприятий, в рамках которых идет планирование расходований экологических платежей на трехлетний период. Дело в том, что в настоящее время, акиматами закладываются мероприятия по ликвидации стихийных свалок, но при этом отсутствуют мероприятия по недопущению их образования.

Важно понимать, что решение проблем по образованию, ликвидации и недопущению стихийных свалок требует более кардинальных и решительных действий с вовлечением всех заинтересованных сторон, в том числе центральных и местных государственных органов. А акиматам необходимо наладить тесное сотрудничество с общественными организациями и экоактивистами для оперативного выявления стихийных свалок и принятия консолидированных решений.

Ведь стихийные свалки – это действительно проблема, которая воздействует на население и экологию Казахстана. Эти неофициальные места для вывоза и выброса отходов нарушают окружающую среду и представляют угрозу для здоровья людей по множеству причин. Поэтому решение этой проблемы требует совместных усилий государства, общества и бизнеса.