Запрет на кредитование: казахстанцы смогут защититься от интернет-мошенников

Смагулов Амир
31.08.2023, 16:03

В стране заработал новый сервис, позволяющий бороться с онлайн-преступниками

Фото: Getty Images

Ни для кого не секрет, что с развитием технологий колоссальный рывок получило интернет-мошенничество. Предприимчивые нарушители закона, зачастую не только из Казахстана, но и других государств, всячески пытаются завладеть деньгами граждан. Правоохранительные органы часто заявляют, что мошенники всегда на шаг впереди, но правительство придумало новый способ, чтобы обогнать преступников. Подробнее в материале Azattyq Rýhy.

Во время последней встречи с министром внутренних дел Маратом Ахметжановым Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручения по дальнейшему повышению уровня правопорядка и общественной безопасности в стране, а также отметил необходимость активизации мер по противодействию финансовым пирамидам и интернет-мошенничеству. Борьба с онлайн-преступниками активно ведется в Казахстане, но, к сожалению, зачастую правоохранительные органы констатируют, что они всегда на шаг впереди. Стоит отметить, что одна из последних введенных правительством мер – борьба с подменными номерами.

«На сегодня разрабатывается и уже реализуется схема взаимодействия операторов связи против несанкционированного трафика. И один из эффективных методов борьбы с мошенниками – блокировка подменных номеров. До конца сентября совместно с операторами связи номера, с которых, как правило, звонят мошенники, будут блокировать», - ранее пообещал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.

Решить проблему он обещал до конца сентября. Тогда же, в феврале 2023 года он приводил статистику, что всего за два месяца в Казахстане произошло более 11 тысяч мошенничеств, ущерб составил порядка 7 миллиардов тенге, а министерством внутренних дел пресечена деятельность 11 преступных групп. 

Теперь же МЦРИАП, а точнее компания «Национальные информационные технологии» пошла дальше и разработала новый сервис, который позволит казахстанцам оградить себя от нежелательных или мошеннических кредитов. В мобильном приложении eGov mobile и на портале eGov.kz появилась соответствующая услуга.

«Теперь каждый казахстанец может добровольно установить запрет на оформление кредитов и микрозаймов. Для этого необходимо подать заявку в мобильном приложении eGov mobile либо на портале eGov.kz», - сообщили в организации.

Подать заявку может только сам гражданин. Запрет на оформление кредитов и микрозаймов устанавливается на 6 месяцев и по истечению срока снимается автоматически. Также можно снять эти ограничения в любое время, подав заявку, только уже на досрочное прекращение оказание услуги добровольного отказа от получения банковских займов.

«Запустили сервис по добровольному запрету на оформление кредитов и микрозаймов. Тут нужно понимать, что только сам гражданин подает заявку на добровольный отказ от кредитов и вернуть его тоже может самостоятельно. Этим самым мы хотим лишь помочь гражданам нашей страны оградить себя от множества мошенников, которые пытаются оформить займы незаконным путем» - говорит председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Ростислав Коняшкин.

Такой же сервис доступен на сайте первого кредитного бюро на платной основе. При подаче заявки на портале электронного правительства осуществляется проверка на наличие действующей заявки по сервису первого кредитного бюро. К примеру, если там ранее не был запрос, то необходимо подать заявку на установку запрета. При наличии запроса, то есть, по желанию можно подать заявку на его прекращение.

«Сервис добровольного отказа от получения займов доступен в мобильном приложении eGov mobile на главной странице в разделе «Популярные услуги». Аналогичную услугу также можно получить на портале eGov.kz в разделе «Гражданам» - «Таможня и налоги» - «Экономика и финансы», - говорят в «НИТе».

При этом необходимо учитывать ряд следующих фактов:

  • сервис максимально ограничивает возможность оформления кредита третьими лицами, оповещая финансовые организации о запрете гражданина на оформление займа, но полностью не гарантирует невыдачу займа;
  • финансовые организации, в которых у физического лица имеются неисполненные обязательства/действующий заем, при запросе информации о нем будут получать дополнительно информацию о том, что данное физическое лицо ограничило доступ к своим данным для оформления новых займов;
  • решение о выдаче займа принимается кредитором самостоятельно и на свое усмотрение.

Стоит отметить, что сервис реализован в рамках разработанных ранее поправок в законодательные акты, предусматривающие закрепление права физического лица на устранение добровольного отказа от получения банковских займов и микрокредитов и введение запрета для банков и микрофинансовых организаций на предоставление кредита физлицу, при наличии в кредитной истории заемщика информации о добровольном отказе от получения кредита. Таким образом у казахстанцев появился еще один механизм оградить себя от мошенников.

Ранее в МВД сообщали, что в целом с начала этого года в Казахстане зарегистрировано свыше 12 тысяч преступлений, связанных с интернет-мошенничеством. Только с 16 по 18 августа в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Hi-tech», проходившего по всей территории страны, зарегистрировано двести преступлений, также раскрыто 339 ранее совершенных мошенничеств. Чаще всего такие преступления совершаются посредством объявлений о продаже товаров или оказания различных услуг на интернет-площадках, 14,2% преступлений приходится на звонки от так называемых «представителей банков» и сообщениях о подозрительных операциях с карточками клиентов. Почти во всех случаях, говорят в министерстве внутренних дел, мошенники находятся в другом регионе страны либо за рубежом.

Вам будет интересно: