Они поделились своими историями
Попав в сложную правовую ситуацию, казахстанцы нередко остаются один на один со своей проблемой. Юридических знаний не хватает, а госорганы, пороги которых они обивают, остаются не у дел. Помочь в таких случаях призван проект партии AMANAT – «Құқықтық көмек». Благодаря ему сотни казахстанцев смогли решить свои проблемы. В их числе несколько героев этого материала Azattyq Rýhy. Они рассказали, с чем столкнулись и как вышли из ситуации.
Жительница Павлодара Катира Шахарова обратилась в областной филиал партии с жалобой на работодателя. Женщина достигла пенсионного возраста, из-за чего ее уволили с работы.
«Было увольнение не правильное по статьям. Когда я достигла пенсионного возраста, мне дали уведомление об этом, потом обычно продлевают по коллективному договору на год, но мне продлили на три месяца. И мне действительно продлевают еще на год договор. Потом с нашей корпорации приходит письмо о том, что со всеми пенсионерами надо расторгнуть трудовые договоры. Нам дают уведомления, со всеми пенсионерами расторгают. На мне также есть дополнительная общественная нагрузка – я председатель профсоюза», - рассказала Катира Шахарова.
При этом на согласительной комиссии на предприятии не был рассмотрен ее вопрос. Мириться с увольнением, проведенным с нарушениями, женщина не стала. Она обратилась в AMANAT. В ходе приема профессиональными медиаторами на площадке партии был сделан телефонный звонок руководству организации, затем, после проведения переговоров, женщину восстановили на работе.
«Они позвонили, сказали подать на медиативное соглашение. Они указали компании на то, что они неправильно уволили меня по трем позициям и сказали, что будут обжаловать в суде. Партийцы очень хорошо помогли мне. Потом согласительная комиссия признала, что увольнение было ошибочным и восстановили меня в должности, я продолжаю работать», - поделилась Катира Кожасовна.
Решение своей проблемы нашла и жительница села Кенжеколь Ирина Дюсембаева. Многодетная мама обратилась в общественную приемную Павлодарского областного филиала партии. Женщина одна воспитывает детей. В апреле этого года ее старшего сына – 22-летнего Диаса призвали в армию, но банки, в которых он брал кредиты, отказывались приостановить погашение займов, хотя ранее в Минобороны обещали кредитные каникулы для военнослужащих.
«До июля я не могла приостановить платежи по кредитам в банках, потому что тех документов, которые были у меня на руках, якобы было недостаточно. Хотя заключен меморандум между Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и Минобороны по кредитным каникулам для военнослужащих. Но несмотря на это в банках мне отказали. В одном сказали вообще «Оплачивайте сами». В другом просили вообще письмо от юрлица. Областной военкомат должен был отправить в агентство письмо со списком солдат, у которых имеются кредиты и в каких банках. А агентство должно было отправить эти списки по банкам. В итоге они сказали, что отправили, но моего сына в списке не было. Не отработана у них система по отсрочке. И только после обращения в AMANAT удалось решить нашу проблему, когда всех собрали и выяснили. Если бы не партия, я не знаю, что бы было», - рассказала Ирина Дюсембаева.
После обращения в приемную партии ее проблему удалось решить и все четыре банка приостановили процедуру взимания денег для погашения кредитов и начисления пени за просрочку.
А житель Павлодара Ильяс Туребаев (имя и фамилия изменены) столкнулся с другой проблемой. 70-летний мужчина купил в Hyundai-центре машину, но автосалон не подтверждает получение денег за транспорт.
«Сам я болею, восьмой десяток пошел. На старости хотел машину взять, но меня обманули в автосалоне. Я по trade-in хотел отдать им свою машину и купить у них другую. В то время моя машина Nissan Cefiro стоила 2 миллиона тенге с 33 кузовом. Я туда контрактный двигатель поставил, новую коробку, машина была в отличном состоянии. Менеджер посмотрел, сказал, что мы машину вашу возьмем, а ты сверху доплатишь. Я с учета снимаю, отдаю им. День-два проходит, мне надо получать другую машину. Я приезжаю туда с друзьями, выбрал Hyundai Tucson, а менеджер говорит «ага, заберите, 800 тысяч лежит на вас». То есть мы договорились на 2 миллиона, а они оценили машину в 800 тысяч. И когда я получил эти 800 тысяч, менеджер забрал их у меня, из рук вырвал. Я даже не подумал, что могут обмануть меня», - рассказал мужчина.
Однако, по его словам, эти 800 тысяч не пошли в счет оплаты за Hyundai Tucson. При этом полиция, как рассказал мужчина, не приняла его заявление на рассмотрение. И лишь после того, как пенсионер обратился в общественную приемную партии, дело сдвинулось с мертвой точки – департамент полиции принял заявление на рассмотрение и возбуждил уголовное дело.
«Потом я обратился в полицию, объясняю ситуацию. Менеджер в итоге говорит им, что не брал деньги. В итоге в полиции дело замяли. Но я не остановился, пошел на прием в партию AMANAT. Я все рассказал, в итоге мне сказали, что будут контролировать мое дело. После обращения в партию ко мне приехал полицейский, он сказал ехать с ним, потому что меня начальник его вызывает. В итоге в полиции приняли мое заявление на рассмотрение и завели уголовное дело», - пояснил мужчина.
Добавим, что за пять месяцев этого года партийцы провели уже 156 приемов в рамках проекта «Құқықтық көмек», 269 человек получили консультации. Причем 21% поступивших вопросов был решен на месте.
В рамках проекта до конца года совместно с юридическими консультантами партийцами планируется провести более тысячи приемов, в том числе охватить около 350 отдаленных сел для оказания юридической помощи гражданам на местах. Это разъяснительная работа, консультации по альтернативным способам урегулирования споров (медиации), по совершению сделок с имуществом, по вопросам составления исков, по защите и представительстве интересов в судах, трудовым спорам, правовое сопровождение социально уязвимых граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и многое другое.